Путешествие по сказкам
Цель: выявление у детей уровня усвоения программного материала по обучению грамоте к концу года.
Материал: выставка книг, индивидуальные карточки (с учетом дифференциации), игрушка Незнайка, сказочные персонажи для оформления
Словарная работа: жанры художественной литературы, гласный, согласный, твердый, мягкий, предложение, слоги, ударение.
Ход занятия:
1.
— Какие жанры художественной литературы вы знаете? (Сказки, рассказы, стихи)
— Какие бывают сказки? (бытовые, волшебные, сказки о животных, авторские, народные)
В Японии сказки … японские.
В Америке … американские.
Во Франции … французские.
В Германии… немецкие.
В Китае … китайские.
В Англии … английские.
В России … русские.
В Казахстане … казахские.
2
— А теперь мы вспомним названия сказок. Постарайтесь определить первый звук в словах, выделить его и дать характеристику (выставка книг)
«Репка» – Р – мягкий, согласный
«Рукавичка» – Р – твёрдый, согласный
«Колобок» — К — твёрдый согласный
«Теремок» – Т – мягкий, согласный
«Заюшкина избушка» –
З – твёрдый согласный
И – гласный
«Сивка – Бурка» – С – мягкий согласный
Б — твёрдый согласный
— Сейчас посчитаем, сколько слов в названии сказок.
* «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» 5
* «Финист – ясный сокол» 3
* «Сказка о золотом петушке» 4
* «Волк и семеро козлят» 4
* «Приключение Незнайки и его друзей» 5
В этой сказке Николая Носова очень интересные персонажи. Я буду их называть, а вы будете определять количество слогов (частей)
То – ро – пыж – ка Мар – га – рит — ка
Пи – люль – кин Муш — ка
Си – роп- чик Си – не – глаз – ка
Пон – чик Не- знай – ка
Незнайка решил стать писателем и написал рассказ «На лугу», давайте его прочитаем.
На лугу.
Вот лужок. Тут бродит собака Дружок.
Над Дружком жуки кружат. Один жук упал.
Он в Дружка попал. На носу сидит и жужжит: «Ж-ж-ж-ж».
Работа с текстом.
1 Чтение «цепочкой» — умение следить за чтением товарищем.
2. Ответы на вопросы.
? Как звали собаку?
? Где бродит собака Дружок?
? Кто кружит над Дружком? (чтение)
? Что сделал один жук? (чтение)
? В кого попал жук? (чтение)
? Где сидит жук? (чтение)
? Как жужжит жук? (индивидуальные и хоровые ответы)
Физминутка
Незнайка попросил устно нарисовать иллюстрации к его рассказу.
Что бы нарисовали? Опишите Дружка, жука, луг.
(Рассказы детей, 3 -4)
Индивидуальные задания на карточках:
Впиши слова:
Один жук . . . . .
Он в Дружка . . . . . .
Закрась предложение по схеме:
!____ ___ !_____ _____ .
Закрась предложение по схеме:
!_____ ______ ______ .
Закрась предложение по схеме:
!_____ ______ ______ !_____ .
Закрась гласные буквы:
Один жук упал. Он на Дружка попал.
Нарисуй схему 2 предложения.
Нарисуй схему 3 предложения.
Закрась согласные буквы:
Над Дружком жуки кружат.
Поставь ударение в предложениях.
Вот лужок. Один жук упал.
Впиши пропущенные буквы:
На но.у си.ит и ж. жжи. .
Взаимопроверка. Самопроверка. Оценка своей работы (цветные фишки)
— Ребята, а чем отличается сказка от рассказа?
(Рассказ нам рассказывает о том, что нас окружает, о нашей жизни, а в сказке есть волшебство, то чего в жизни не бывает.)
— Как же превратить рассказ Незнайки в сказку?
(Надо придумать что-нибудь волшебное)
Составление сказок 2-3 детьми.
Итог занятия
— Незнайке очень понравились ваши сказки, и он решил теперь заниматься придумыванием сказок. А чтобы вы его не забывали, он принёс вам в подарок книжки-малышки.
Рахмет ретінде астында тұрған жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!