Проект по выполнению Комплексной программы воспитания в организациях образования Республики Казахстан
Цель проекта: определение обновлённого содержания воспитательного процесса в условиях современных требований;
построение модели воспитательной системы детского сада на основе развития субъект – субъектного воспитательного пространства в контексте приоритетов комплексной программы.
Задачи проекта: 1) Выделение приоритетов в сфере организации воспитательного процесса в соответствии с «Комплексной программой воспитания в организациях образования РК» и с учётом исторических, социально – экономических, национальных, культурных, экологических и других особенностей региона, достижений и традиций.
2) Разработка моделей содержания воспитания по основным направлениям, с учётом современной социокультурной ситуации, новых ценностей воспитания.
3) Определение содержания и структуры воспитательных ценностей, системы, процессов, средств.
4) Обоснование и предоставление методических материалов для построения воспитательной среды детского сада.
Актуальность проекта
Развитие воспитания в системе образования Республики Казахстан является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики.
В реальной жизни серьёзно обострились основные проблемы в области воспитания, что во многом связано с экономическим и политическим реформированием общества. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада. Произошло крушение нравственных идеалов, стали распространяться аполитичность, дефицит нравственных чувств, националистические заблуждения, приоритетность материальных интересов над духовными ценностями. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чём свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делает очевидным проблемы взаимодействия ребёнка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.
В настоящее время становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы в учреждениях образования, начиная с дошкольной ступени, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы, решения следующих важных проблем:
• защита прав ребёнка в семье, учебном заведении, социуме;
• создание условий для развития сущностных сил личности, возможностей для самореализации в различных сферах деятельности: игровой, спортивной, организаторской, художественно – музыкальной, творческой и др.;
• формирование личностных качеств детей на основе общечеловеческих ценностей, идей казахстанского патриотизма и гражданственности;
• пропаганда здорового образа жизни, защита ребёнка от пьянства, наркомании, проституции.
Это делает актуальной разработку проекта по выполнению основных направлений Комплексной программы воспитания в организациях образования РК.
Внедрение данного проекта в деятельность детского сада требует определённой готовности педагогов, оснащённости его палитрой необходимых профессиональных умений, творческого подхода. Поэтому педагогическому коллективу необходимо одновременно с внедрением проекта повышать знания в области воспитательной работы, совершенствовать профессионализм, заниматься самообразованием.
Культура может изменяться, могут изменяться социальные условия, но нравственные ценности, по которым должен жить человек, непреходящи. Они имеют абсолютный характер. Они не зависят от того, что считается нормой в данном обществе. Закладка фундамента воспитанной личности ведётся именно в дошкольном возрасте, поэтому несёт повышенную ответственность за первоначальный результат данного направления работы.
Проект носит перспективный характер. По итогам мониторинга за процессом его внедрения, а также вследствие возможных социально – экономических изменений в обществе, появления новых теоретических разработок и передового педагогического опыта в области содержания и организации воспитательного процесса в него будут вноситься коррективы.
Цель работы по проекту:
Воспитание казахстанского патриотизма, гражданственности, толерантности, духовно – нравственной, физически здоровой, социально активной личности.
Задачи работы по проекту:
1) Формировать воспитанность, как способность ребёнка войти в окружающий мир, стать полноправным членом общества, с одной стороны, похожим на других, а с другой – отличным от других.
2) Регулярно выявлять, корректировать и устранять недостатки воспитания, предусматривая взаимодействие триады (ребёнок, педагог, родители).
3) Укреплять и развивать воспитательный потенциал педагогов, обеспечивать оптимальными научно – педагогическими, информационными, методическими материалами.
4) Обеспечивать преемственность воспитательного процесса с начальным звеном школы, координировать деятельность педагогических коллективов.
5) Повышать знания детей и взрослых по вопросам обеспечения прав ребёнка, здорового образа жизни, профилактике и предупреждению вредных привычек и т.д.
Принципы воспитания
1) Принцип гуманистической направленности предполагает отношение педагога к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект – субъектных отношениях.
2) Принцип природосообразности воспитания, основывающийся на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов: детей воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поступков.
3) Принцип культуросообразности, предполагающий, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
4) Принцип эффективности социального взаимодействия, предполагающий формирование у воспитанников навыков социальной адаптации и самореализации.
5) Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетенции личности, предполагающий, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребёнку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.
Выполнение проекта
Работа
с детьми
Работа
с педагогами
Работа
с родителями
1) Утренний круг
2) Минутка нравственности по понедельникам.
3) Занятия по разным видам деятельности.
4) Праздники, развлечения, досуги.
5) Тематические прогулки и экскурсии.
6) Индивидуальная и коррекционная работа с привлечением психолога.
7) Игровая деятельность: сюжетно – ролевые игры, игры – драматизации, шансовые игры и др.
8) Беседы.
9) Психологические тренинги.
10) Чтение художественных произведений.
11) Посещение музея, детской библиотеки, выставок.
1) Изучение специальной литературы, статей в периодике.
2) Проведение педсоветов, совещаний, семинаров, консультаций.
3) Организация мероприятий с детьми.
4) Подбор методического и дидактического материала.
5) Оформление информационных уголков.
6) Оснащение центров для самостоятельной деятельности детей.
7) Мониторинг эффективности воспитательной работы.
8) Преемственность воспитательной работы детского сада и начального звена школы. 1) Консультации воспитателей, психолога.
2) Анкетирование по проблемам воспитания в семье.
3) Рекомендации, советы, памятки.
4) Совместные праздники и развлечения.
5) Практикумы (беседы, обмен опытом, тренинг и др.)
6) Установление факторов риска в семье.
7) Профилактические, коррекционно – развивающие мероприятия.
8) Дни открытых дверей.
Ожидаемые результаты от реализации проекта
1) Создание эффективной воспитательной системы для обеспечения свободного общения детей, реализации их творческих способностей, формирования казахстанского патриотизма и гражданственности, общей культуры, здорового образа жизни.
2) Создание условий для гармонизации воспитания и обучения, как двух взаимосвязанных компонентов целостного педагогического процесса.
3) Создание эффективной системы социального партнёрства для построения воспитательной среды через систему взаимной ответственности семьи и дошкольного учреждения.
4) Принятие и внедрение системы воспитательных ценностей и приоритетов в образовательном учреждении.
Составляющие поликультурной личности
1) Умственное воспитание определяется как целенаправленное и планомерное руководство процессом овладения системой научных и прикладных знаний, способом их практического применения. Умственное развитие человека характеризуется развитием интеллекта, способностью к мышлению, учебно – познавательной деятельности. Умственное воспитание включает в себя:
• развитие познавательных мотивов;
• развитие навыков мыслительной деятельности;
• развитие индивидуально – творческих способностей личности;
• вооружение ценностями мировой цивилизации.
2) Физическое воспитание трактуется как целенаправленное планомерное управление формированием физически и психологически здоровой личностью, обладающей основами здорового образа жизни. Здоровье провозглашается особой ценностью. Физическое воспитание включает в себя:
• укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности организма;
• формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, обучение новым видам движений и сообщение связанных с этим знаний;
• формирование санитарно – гигиенических навыков, правильного чередования умственных занятий с физическими упражнениями и разнообразной практической деятельностью.
3) Нравственное воспитание рассматривается как ведущий компонент системы разностороннего развития личности, как процесс формирования нравственного сознания, чувств и поведения.
4) Трудовое воспитание делает акцент на ознакомлении детей с трудовой деятельностью, её видами, научными основами её организации, сочетанием с её современными формами.
5) Политическая культура – это направление по оказании помощи воспитанникам в мире общественно – политических идей, формирование научного мировоззрения, казахстанского патриотизма, миролюбия, национального согласия в условиях восприятия культуры разных народов, всех национальностей толерантности.
6) Правовое воспитание своей задачей ставит формирование правообразования, правовой культуры и поведения человека. В центр ставится проблема воспитания правового сознания, законопослушания и правозащищённости, формирование ответственности за свои действия и поступки.
7) Экономическое образование и воспитание готовит детей к жизни в условиях нового времени, усвоении основ рыночной экономики.
8) Эстетическое воспитание предусматривает формирование художественно – эстетической культуры детей. Она определяется как целенаправленный и планомерный процесс развития у них эстетических знаний, вкусов, интересов и потребностей. Сферой эстетического освоения личности выступают искусство, природа и межчеловеческие отношения.
9) Экологическое воспитание, целью его является формирование системы научных знаний, взглядов, убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения детей к окружающей среде во всех видах их деятельности.
Участники воспитательного процесса
Ребёнок Педагог Родители
• развитие своих сил и способностей;
• понимание и принятие других;
• адекватная оценка своих сил и нахождение возможностей их применения;
• самоконтроль;
• осуществление выбора в рамках принятых правил, успешность в выбранной деятельности;
• адаптация к социальным условиям.
• создание условий, в которых ребёнок может осознанно следовать правилам;
• включение ребёнка в разработку правил, которым он должен следовать;
• предоставление ребёнку возможности свободно выбирать и пробовать в рамках принятых правил, создание условий, при которых ребёнок обязательно несёт ответственность за собственный выбор;
• предоставление детям возможности знакомиться с разными мнениями, точками зрения и версиями;
• учёт индивидуальных различий и прирождённых задатков детей и создание условий, направляющих их развитие;
• уважение индивидуальных особенностей ребёнка;
• предоставление ребёнку возможности самостоятельно принимать решения, с учётом его мнения и позиции;
• согласование с ребёнком своих действий, чтобы он понимал, почему целесообразно делать то или другое. • адекватное воздействие материального благосостояния семьи;
• духовность родителей и стремление к духовному развитию детей;
• нравственность и наличие морали в отношениях семьи;
• присутствие нормального климата в семье;
• самообразование и развитие в психолого –педагогическом отношении (целенаправленность в воспитании, принципиальность, единство в применении методов воспитания).
Основные направления системы воспитания в детском саду
Укрепление и развитие воспитательных функций дошкольного образования;
охрана и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни;
умственное развитие, нравственное, эстетическое, экологическое, экономическое и трудовое воспитание;
правовое воспитание и политическая культура;
взаимодействие семьи и детского сада, роль семьи в воспитании детей.