Открытый урок на тему «Повесть «Шинель».»

0
193









Открытый урок на тему «Повесть «Шинель».»

Автор: Айнабекова Несибели Темирхановна

Бағыты: Русская литература Бөлімі: Ашық сабақ Сыныбы: 9 сынып

Жарияланған уақыты: 2019-01-26


Материал туралы қысқаша түсінік

проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе; формировать умения характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала;




Дата Класс 9 Б Тема: Повесть «Шинель».Цели урока:Обучающая: проследить традицию изображения “маленького” человека в русской литературе; формировать умения характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала; донести до детей мысль, что есть унижение, которое возвышает; Развивающая: привить навыки передачи личностного восприятия; развить умения выделять главное; формировать умения выразительного и осмысленного чтения; Воспитывающая: воспитывать интерес к классическому наследию русской литературы; воспитывать нравственные начала; прививать культуру умственного труда. .Новые термины, понятия: повесть, «маленький человек».                                                                  Ход урока.1. Организационный этап.2. Этап подготовки учащихся к активизации, сознательному усвоению знаний.… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… – пишет А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”. Такими “молоточками” приходят к читателю произведения А. С. Пушкина , Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова.– Вспомните произведения, где мы встречались с этим героем – “маленький человек”?– А что это за тип героя? Эта тема, как и тема Петербурга, развивает пушкинскую традицию. Эти герои ничем не примечательные на первый взгляд герои, они унижены, бесправны. Существуют в несправедливом мире, осуществить свои желания и мечты в котором невозможно. Человек обезличен, стандартен (это подчеркивается например повторами «один департамент», «один чиновник», типичен, он отрицается как личность.2. История создания.Замысел повести “Шинель” родился не сразу.В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается,3. Жанр.– Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?– Каково отношение к нему сослуживцев?– Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?День рождения Акакия Акакиевича когда? Итак, как вы ответили, Акакий Башмачкин родился, по утверждению автора, “против ночи, если мне не изменяет память, на 23 марта”. И дожил сегодня до очередного дня рождения… Удивительная, странная дата. Гоголь упоминает о ней на первой же странице знаменитой повести. Почему-то даже эта деталь кажется писателю важной в описании героя. А герой-то маленького чина, “низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу”. (Демонстрирует портреты Башмачкина на доске). Это снаружи. А что внутри?Давайте послушаем самого Акакия Акакиевича т то что он бы рассказал о себе.Добрый вам день! Я ничем не примечательный, обыкновенный человек, и жизнь моя совершенно естественна. Служу я с любовью и вполне счастлив: переписываю бумаги, и это разнообразное и приятное занятие. Мне однажды даже предложили небольшое повышение, но я сробел и отказался, ведь и так хорошо. Никогда я обращал внимания, что делается и происходит всякий день на улице, даже когда все стремились развлечься, я же занимался дома переписыванием бумаг…3.Этап усвоения новых знаний.1. Вы должны были прочитать повесть, и сейчас мы отгадаем кроссворд, который отразит ваше знание текста – это будет наш первый подарок Акакию Акакиевичу.1.Что могло бы помочь попасть Башмачкину в “статские советники”? (Награды)2.Место действия повести; (Петербург)3.Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой; (Муха)4.Какой мех выбран был на воротник шинели? (Кошка)5.Подруга жизни Башмачкина; (Шинель)6.Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича; (Бедствия)7.Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год; (Мороз)8.В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)Объясните, почему по вертикали у нас получилось слово “гуманизм”? Подберите синонимы к этому слову. Как это понятие связано с темой произведения?2. Аналитическая работа с текстом повести:В чем сюжет «Шинели»?(Сюжет прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу.)– Какова главная тема повести “Шинель”?(Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни; тема “маленького человека”.)– В каких произведениях, прочитанных ранее, мы встречались с темой “маленького человека”?(Н. М. Карамзин “Бедная Лиза” – в центре повествования простая, необразованная крестьянская девушка; нам внушается мысль, что “и крестьянки любить умеют!”. А. С. Пушкин “Станционный смотритель” – бедный чиновник четырнадцатого класса Самсон Вырин не имеет никаких прав в жизни, и даже единственный смысл его существования – любимую дочь – у него отнимают сильные мира сего. А. С. Пушкин “Медный всадник” – главный герой – несчастный, обездоленный Евгений, у которого бедность уничтожила и характер, и ум, сделала ничтожными мысли и мечты. Все эти произведения полны любви и сочувствия авторов к своим героям. Гоголь развивает традиции великих русских писателей в изображении “маленького человека”).– Какая личность перед нами? Охарактеризуйте образ главного героя.Имя “Акакий” в переводе с греческого – “незлобивый”, а у героя такое же отчество, то есть судьба этого человека была уже предопределена: таким был его отец, дед и т.д. Он живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни видит в переписывании бумаг….– Встречались ли вам в жизни люди, чем-то похожие на Акакия Акакиевича?– Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?– Как вы понимаете слова “Я брат твой!”?– Чем стало для Башмачкина приобретение шинели? На что он идет ради этого?(Шинель для Акакия Акакиевича не роскошь, а выстраданная необходимость. Приобретение шинели расцвечивает его жизнь новыми красками. Это, казалось бы, унижает его, но то, на что он идет ради этого, меняет всю привычную “систему координат” в нашем сознании. Он с каждого “истрачиваемого рубля откладывал по грошу в маленький ящичек”, кроме этой экономии он перестал пить чай и зажигать свечи по вечерам, а, идя по мостовой, наступал на цыпочки, “дабы не истереть подошвы”… Еще он, приходя домой, сразу снимал белье, чтобы не изнашивалось, и сидел в ветхом халате. Можно сказать, он ЖИЛ мечтой о новой шинели).4. Этап закрепления новых знаний.– Как вы понимаете слова “Я брат твой!”?– Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. А у многих людей, славно воспользовавшихся новыми российскими условиями, сегодня возможности опережают потребности. Например, нет потребности идти в театр, но есть возможность купить дорогой билет, похвастаться этим перед окружающими, – и он туда идет… Хотя это ничего ему не дает в духовном плане. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много. Такой тип присутствует в каждом человеке, только люди иногда теряют свою внутреннюю память, заболевают высокомерием, спесью…)– Что унесете вы сегодня с собой с урока?– Чему научились?– Над чем задумались?– Замечательные подарки вы сделали сегодня Акакию Акакиевичу. Нарисовали красивые рисунки, бистро разгадали кроссворд, показали хорошее знание текста произведения, здорово играли роли. Я уверена, что наш герой был бы этому очень рад.3. Заключительное слово учителя: На наших глазах Гоголь из икринки выращивает человека. Для Башмачкина новая шинель стала Верой. Он был доволен своим ветхим капотом. Ну да, протерся, прохудился, но ведь можно и залатать. То есть он хотел сохранить себя в старой вере. Но у него был Учитель, портной Петрович. И Петрович был тверд: не латать надо старое, а созидать новое. И он вынудил Акакия Акакиевича пересмотреть свои убеждения. А на Он шел на неимоверные лишения, чтобы построить Нечто Новое. Башмачкин не просто надевает шинель, он входит в нее, как в Храм. И становится другим человеком. Он по-другому ходит по улице, идет в гости… Но его убили. Убили люди, рядом с ним живущие. Не только Значительное лицо, но и сослуживцы, надсмехающиеся над его любовью к красоте букв. А он им твердил: “Я брат твой!”. Как в Библии: “Возлюби ближнего своего, как самого себя!”, “Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!”. Давайте об этом помнить. 5.Рефлексия.Каждой ученице предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.Довольна ли тем, как прошёл урок? Было ли тебе интересно? Сумела ли ты получить новые знания?6.  Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.Написать сочинение на тему: «Развитие темы «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель». Проверила _____________Ибраева С.Ж.







Материалды сайттан тегін жүктеу

Жүктеу

Материал ұнаса парақшаңызға сақтап қойыңыз!


Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.