Классный час: Сознательное поколение – светлое будущее
Мероприятие: классный час.
Сознательное поколение – светлое будущее.
Настоящий прогресс человечества зависит не столько от изобретательности ума, сколько от сознательности.
А. Эйнштейн.
Цель: воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, чувства ответственности за свою Родину, содействовать расширению знаний учеников о роли каждого человека в жизни.
Форма работы: лекция, беседа, диспут.
Задачи:
— способствовать развитию познавательной активности, интеллекта;
— развивать глубокое уважение к своему государству и его дальнейшей судьбе;
— воспитывать нравственно — патриотические чувства.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня наш первый классный час в новом учебном году будет называться «Сознательное поколение – светлое будущее».
Для начала давайте узнаем, какого человека вы бы назвали человеком сознательным? Можете ли вы назвать себя человеком сознательным? (ответы учащихся).
Д. Н. Ушаков даёт следующее определение слову «сознательный»: 1. Обладающий сознанием. 2. Отдающий себе отчет в окружающей действительности и в том, как надлежит действовать, обладающий сознательностью.
В широких масштабах сознательность имеет различные формы: правовая сознательность, гражданская сознательность, нравственная сознательность и т. д. Но всё же, если мы разберём все эти понятия, мы увидим, что их объединяет такое качество человека как способность давать отчёт своим действиям и нести за них ответственность.
Сознательность как качество личности – способность в своем поведении проявлять голос совести, обдуманно, осознанно принимать каждое решение, продумывать последствия своих поступков, помогать людям не по принуждению, а по зову сердца.
Для вас, учеников 11 класса, вопрос сознательности как одного из важных качеств человека наверно сейчас очень важен. Потому что именно сейчас перед вами появятся огромное количество вопросов, решить которые необходимо именно сознательно. Это вопросы, касающиеся выбора профессии, определённых жизненных приоритетов и принципов, какими путями вы будете достигать поставленных целей, готовы ли вы преодолеть возможные трудности.
Как сказал древнеримский философ Сенека «если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
Первым шагом в становлении более сознательным человеком является осознание того, что мы сознательны.
Просыпаясь утром, посмотрите на все окружающее вас заново. Задайте себе следующие вопросы:
Что я вижу?
Почему я вижу это именно так?
Есть ли здесь что — то такое, чего я не вижу?
Что я могу сделать с этим знанием?
Является ли мой способ видеть вещи лучшим/правильным?
Вы можете задать себе подобные вопросы, начиная с «Что я делаю?», «Что я говорю?», «Чего я жду?» и т. п.
Основные методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, диспут, беседа, пример, анализ ситуаций. Практически все эти методы используются на ваших уроках учителями. Их целью является формирование у вас знаний и представлений о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения.
Сейчас вы поделитесь на две группы и прочтёте две притчи, проанализируете их, после чего вам необходимо будет ответить на некоторые вопросы.
1 группа.
«Дорога к мечте. Притча о сознательном выборе».
Когда — то давно один мудрый пилигрим, странствовавший по разным землям, шел мимо чистого поля по направлению к храму. В поле он увидел трех работающих людей. В этой земле пилигрим еще ни с кем не встречался, и ему захотелось поговорить с этими людьми. Пилигрим приблизился к трем работникам и, желая предложить свою помощь, обратился к тому, который выглядел самым уставшим и, как показалось пилигриму, недовольным и даже озлобленным.
— Что вы тут делаете? — задал вопрос пилигрим.
Первый работник, весь перепачканный и уставший, с нескрываемой злобой в голосе ответил:
— Что, не видишь, камни ворочаю.
Такой ответ удивил и расстроил пилигрима, и тогда он обратился ко второму работнику с тем же вопросом. Второй работник на мгновение отвлекся от своей работы и безучастно сказал:
— Не видишь разве? Деньги зарабатываю!
Пилигрим почему — то был не удовлетворен и таким ответом, а ведь он, напомню, был мудрым человеком. Тогда он подошел к третьему работнику, чтобы задать все тот же вопрос. Третий работник остановился, отложил в сторону свой незамысловатый инструмент, отряхнул руки, поклонился страннику и, подняв глаза к небу, тихо сказал:
— Я здесь строю дорогу к храму.
2 группа.
«Притча о «благом начинании».
Семья путешествовала на своём авто. Проголодавшись, они остановились перекусить у небольшой рощи. Поев, отец бросил остатки еды на землю. Не понравилось это его сыну, и сказал он, что нехорошо мусорить, что для мусора есть специальные ящики.
— Это не мусор, сынок, — с сознанием дела ответил отец, — эти отходы съедят птицы, а всё остальное перегниёт, пойдёт на корм червям и станет удобрением.
Ничего не сказал на это сын, но всё равно остался при своём мнении. Они отправились дальше в путь и через несколько часов вновь остановились перекусить у небольшого леска. Выйдя из машины, они увидели у обочины, где, по — видимому, часто останавливались проезжие, кучу мусора из отходов пищи, которые начинали гнить и распространять неприятный запах, вынести который не было сил.
— Фу, — сказал отец семейства, — ну и вонь. Не люди, а свиньи. Разве можно так мусорить?
— Чего ты сердишься? — спросил сын.
— Как чего, разве ты не видишь, сколько тут мусора? И он портит не только воздух, но и этот прекрасный вид.
— Разве это мусор? — спросил сын. — Это же, как ты говоришь, «удобрение». Когда — то кто — то тоже решил, как и ты «удобрить» здесь землю. Увидели это «добрые» люди и продолжили «благое начинание», и «удобрили» землю кто сколько смог. И не сердиться нужно на людей, а радоваться, что они такие сознательные, что заботятся о природе и «удобряют» почву.
— Радоваться, говоришь? — спросил отец. — Да, ты прав, нужно бы радоваться, но почему — то не получается.
Ну, а теперь давайте ответим на вопросы:
— Как связаны данные притчи с сегодняшней темой классного часа?
— Одинаковые ли вопросы, связанные с сознательностью, они поднимают?
— Считаете ли вы поднятые вопросы актуальными для вас лично и современных молодых людей в целом?
(Ответы детей)
Н. А. Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отметил, «на наших глазах мир начинает новый, во многом неясный, исторический цикл. Занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха».
Вообще, управлять свой жизнью, брать на себя ответственность за нее — это признак сформировавшейся взрослой личности.
На этом наш первый классный час заканчивается. Успехов вам в новом учебном году!
Учитель: Абдрахманова З. А. (учитель истории, СШ№1, г. Степняк)