Эколого-краеведческая программа дополнительного образования «Лучики» для детей старшего дошкольного возраста
Эколого-краеведческая программа дополнительного образования «Лучики» для детей старшего дошкольного возраста
Составители:
Надточий Вера Владимировна заведующая ДОУ
Мандрыкина Марина Анатольевна воспитатель
Шелега Нина Анатольевна воспитатель
ГУ «Детский ясли – сад № 21 г. Риддера»
«Клубничка»
2010 год
Эколого-краеведческая программа дополнительного образования «Лучики» для детей старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям.
Очень важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном детстве почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Любовь и бережное отношение к своей малой Родине, понимание значимости всего, что происходит на земле, которой ты живёшь — это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Формирование привязанности к родной земле зависит от воспитания подрастающего поколения. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой Родины, потом – гражданином Казахстана, и только потом жителем планеты Земля.
Актуальность программы
Актуальность охраны окружающей среды не подлежит сомнению. Воспитание у детей экологической грамотности все больше выступает на первый план в современной системе образования.
Объединение экологии и краеведения явилось одним из приоритетных направлений работы детского сада — это формирование у детей эколого-краеведческого миропонимания.
Работа объединения экологии и краеведения, основой которого является формирование у детей эколого-краеведческого миропонимания, является в течение ряда лет одним из приоритетных направлений педагогической деятельности коллектива нашего дошкольного учреждения.
Отличительные особенности от других программ
В процессе изучения проблемных вопросов и разработки занятий по этой программе создан ряд проектов, в содержание которых мы вкладываем собственное видение программного материала.
Направление «Ознакомление с природой края»
Значение этого проекта трудно переоценить, ведь краеведение – золотой запас нашей духовности, это сокровище на века. Это изучение природы и природных богатств, истории быта и культуры населения, его хозяйственной деятельности, изучение и охрана памятников и выдающихся объектов, законов об охране и защите окружающей среды. Предметом изучения является местность, территория, которая носит название “родной край”.
Направление «Мы граждане своей страны»
Приобщение дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного края (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирование гражданской компетенции и правовой грамотности ребёнка, формирование знаний о трудовой деятельности взрослых
Эти разработки подтолкнули к созданию собственной модифицированной программы по эколого-краеведческому воспитанию дошкольников «Лучики», в которую были бы включены не только занятия, рекомендованные программой, но и занятия по краеведению, экологии и ознакомлению с трудом взрослых, историей города, края. Эта программа имеет эколого-краеведческую направленность.
Цель и задачи программы:
Главная цель программы «Лучики» – формирование эколого-краеведческой культуры – совокупности экологического и гражданского сознания, экологических и патриотических чувств, экологической и социальной деятельности.
Программа построена на гуманистической философии образования и воспитания и включает три аспекта:
Взгляд на ребёнка, как на уникальную личность, способную к саморазвитию и творчеству;
Взгляд на образование, как на жизненную потребность, способствующую к саморазвитию;
Взгляд на мир как на целостную и гармоничную систему.
Основные задачи программы:
Экология Краеведение
1. Формирование основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе
2. Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них.
3. Формирование навыков экологически грамотного нравственного поведения в природе.
4. Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране.
5. Знакомство с природоохранными документами, «Красной книгой» Казахстана.
1. Развитие первоначальных географических понятий и представлений.
2. Передача детям доступных знаний о природе родного края, его природных богатствах, истории быта и культуры.
3. Пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям.
4. Воспитание уважения к культуре других народов (обычаям, традициям), готовность понимать и принимать систему общечеловеческих ценностей.
5. Формировать устойчивую потребность общения с музеем, развивать основы музейной культуры.
Принципы программы:
1. Непрерывности и преемственности содержания, в котором материал располагается в последовательности с учетом возрастающей детской компетентности.
2. Интеграции программных областей знаний, которая позволит охватить не только конкретное содержание, но и целостную картину мира.
3. Развивающего характера обучения, основанного на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении обобщенных способах действия.
4. Формирования способностей: рефлексии, коммуникативность, самооценки и т. д.
5. Предоставления самостоятельности и самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями и интересами.
6. Рационального сочетания разных видов деятельности (интеллектуальные, двигательные, эмоциональные нагрузки)
7. Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей.
8. Отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу.
9. Сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.
Предусмотрена так же форма интегрированных занятий с детьми, которые проводятся с различными специалистами детского сада.
Сетка совместных мероприятий с педагогами детского сада и сотрудниками организаций города
Мероприятие Ответственные
“Что? Где? Когда?”
(интеллектуальная игра) Музыкальный руководитель, Сотрудник заповедника
«Я иду в детский сад» Инспектор МАИ
“Зелёный мир — деревья”
(занятие – конференция ) Медработник, сотрудник лесхоза, учитель биологии
«Казахстан – наша страна» Преподаватели школы «Шанырак»
Сотрудники этнографического музея
“Народные мастера и умельцы” (комплексное занятие) Сотрудник выставочного зала
Преподаватели художественной школы
“Преддверье и зимовье зверей” (занятие с использованием музейной педагогики) Сотрудники Западно-Алтайского заповедника
Сотрудник краеведческого музея
“Риддер городок – сердцу милый уголок” (познавательно- поэтическая викторина) Писатели и поэты города Риддера
«Детям о символике Республики Казахстан» Представители отдела внутренней политики акимата г. Риддера
“В гости к зимующим птицам”
(виртуальная экскурсия) Сотрудники Западно-Алтайского заповедника
Сотрудник краеведческого музея
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья» Музыкальный руководитель
Представители Дома дружбы народов «Беловодье»
“Зимушка – зима”
(комплексное занятие) Преподаватели художественной и музыкальных школ
Музыкальный руководитель, хореограф
«Традиции и обычаи казахского народа» Учитель казахского языка Преподаватели школы «Шанырак»
“Экологическое бюро” Сотрудник экологической полиции
«Светлый праздник – Наурыз» Музыкальный работник, хореограф
Учитель казахского языка
“Гнездовье птиц ”
(Эколого-познавательное развлечение) Хореограф
Сотрудник краеведческого музея
«Вечная память героям Великой Отечественной войны» Ветераны войны и труженики тыла
Сотрудники этнографического музея
Программа «Лучики» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
В группах предшкольной подготовки занятия проводятся 1 раз в 2 недели, продолжительность занятия 25–30 минут.
Кроме этого для более углубленного усвоения содержания программы проводятся индивидуальные занятия с подгруппой детей с привлечением родителей.
Содержание программы «Лучики»
Содержание программы можно раскрыть через задачи, которые решаются в течение учебного года.
Задачи эколого-краеведческого воспитания в группах предшкольной подготовки
1 квартал
• Обобщение представлений о лете. Формирование об осени как о времени года. Освоение представлений о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха).
• Конкретизация представлений о функциях растений (питание, дыхание, движение, рост и развитие) на примере растений разных экосистем (природных зон Восточного Казахстана)
• Закрепить представление детей об овощных культурах и их пользе.
• Формирование начал гражданственности в связи с уважением к деятельности взрослых и детей на общее благо, с гордостью за достижения других граждан Казахстана.
• Дать первоначальное представление о значении транспорта в жизни людей.
2 квартал
1. Систематизация представлений о зиме.
2. Формирование представлений о приспособлении зверей, птиц, рыб, насекомых к зимним условиям.
3. Формирование представления о средах обитания: наземной, воздушной, водной.
4. Познакомить с реками, протекающими по территории города Риддера.
5. Понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности конкретной экосистемы, освоении правил поведения в ней.
6. Осознание торжественности государственных праздников, формирование способности быть терпимым к окружающему миру, радоваться успехам других людей.
7. Познакомить с несколькими видами лекарственных растений.
3 квартал
• Обобщение представлений о характерных признаках весны.
• Системы представлений о местах обитания домашних животных, диких зверей, насекомых, обитающих в различных природных зонах Восточного Казахстана.
• Обобщение представлений о том, что все живые существа, растут, развиваются, размножаются.
• Конкретизация представлений о том, что растения вырастают из семян.
• Формирование представлений о государственном устройстве общества в Республике Казахстан, с работой политикой и общественных деятелей
• Формировать представления об основных профессиях данного региона и современных профессиях.
Ожидаемые результаты
Дети старшего дошкольного возраста к концу года могут:
• Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада, его название.
• Знать герб, флаг, гимн Казахстана, герб и флаг родного города и края.
• Знать о людях разных национальностей, населяющих наш край, об их обычаях, традициях, фольклоре и труде.
• Объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.
• Знать о домашних и диких животных и птицах, в том числе о птицах и животных края, Красной книге Казахстана и Восточного – Казахстана.
• Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
• Проявлять интерес к профессиям, знать некоторые горно-рудные профессии, в том числе экологическая полиция.
• Знать правила поведения в условиях путешествия на транспорте (культура и безопасность)
• Знать о простейших способах использования лекарственных растений.
• Знать о различных видах спорта, о положительном влиянии спортивных упражнений на организм человека.
Диагностика детей проводится 2 раза в год, в начале и в конце учебного года. На основе диагностики можно проследить результативность программы.
Приложение
Учебно-тематический план программы для групп предшкольной подготовки
№ Тема занятий и мероприятий Цель Форма проведения
СЕНТЯБРЬ
1 «Что? Где? Когда?»
Определение уровня знаний и подготовки детей по экологии и краеведению Интеллектуальная игра
(диагностика в начале года )
2 «Я иду в детский сад» Формирование умений ориентироваться в ближайшем окружении. Знание правил дорожного движения. Правила поведения в общественных местах. Сюжетно-ролевая игра
3 «Деревья, которые нас окружают» Расширение представлений детей о деревьях, как о неотъемлемой части экосистемы. Экскурсия в музей (зал природы)
4 «Что рассказало мне дерево» Привлечение родителей к совместному творчеству с детьми Творческая выставка (родители)
ОКТЯБРЬ
1 “Зелёный мир — деревья Обобщение знаний детей о жизни леса – деревьях. Знакомство с охранными акциями, направленными на сохранение и бережное отношение к деревьям Занятие – конференция
2 «Карты разные нужны, карты разные важны» Знакомство с физическими картами государства, области, города. Занятие – путешествие
3 «С чего начинается Родина» Привлечение родителей к совместному творчеству с детьми Творческая выставка (родители)
4 «Казахстан – наша страна» Расширение представления о Республике Казахстан, как о суверенном государстве. Воспитание чувства патриотизма Круглый стол
НОЯБРЬ
1 «Мои первые рассказы о животных» Развитие словотворчества с опорой на энциклопедические данные о животных Литературная гостиная (родители)
2 «Лесные новости» Оформление газеты (родители)
3 «По лесным тропинкам» Формирование познавательного интереса и любознательности у детей к диким животным. Расширение знаний о «Красной книге» Казахстана и Восточного Казахстана. Экскурсия в Западно-Алтайский заповедник.
4 “Преддверье и зимовье зверей»” Уточнение и расширение представлений о жизни зверей в конце осени и начале зимы; об охране диких животных государством (статьи Конституции РК) Занятие с использованием музейной педагогики
ДЕКАБРЬ
1 «Наш герб» Знакомство с основными геральдическими науками. Составление герба группы Творческая мастерская
2 “Народные мастера и умельцы” Знакомить детей с профессиями и видами работ народных мастеров (ковроткачество, моделирование одежды, дизайн помещений и т.д.) Знакомить детей с эстетикой быта. История орнамента. Комплексное занятие с сотрудниками этнографического музея
3 “Риддер городок – сердцу милый уголок” Привитие любви к родному городу, расширение представлений о нем. Знакомство с творчеством писателей и поэтов города. Герб города. Познавательно- поэтическая викторина
4 «Детям о символике Республики Казахстан» Уважительно и с гордостью относиться к символике: флагу, гербу, гимну. Осознание ребёнком себя как гражданина своей страны. Викторина
ЯНВАРЬ
1 Интервью с зимующими птицами Умение рассказывать о характерных особенностях зимующих птиц, по средствам театрализованной деятельности Театрализация
2 «Помогите птицам!» Привлечение родителей и детей к природоохранной деятельности Экологическая газета
3 «Птицы в сказках» Создание детской библиотеки с привлечением родителей Выставка художественной литературы
4 «В гости к зимующим птицам» Расширение кругозора детей об объектах живой природы – птицах. Зимний период в жизни птиц. Виртуальная экскурсия
ФЕВРАЛЬ
1 “Зимушка – зима” традиции и обряды русского народа. Развитие художественно-эстетических умений и навыков. Использование народных игр, приуроченных к праздникам. Организация участия детей в празднично – игровых забавах. Игра-драматизация
2 «За цветами в зимний сад» Знакомство детей с Ботаническим садом Беседа, просмотр видеоматериалов
3 «Природа – вдохновитель для творчества родителей и детей» Привлечение родителей к совместному творчеству с детьми с использование природного материала Творческая выставка
4 «Народные приметы» Формирование представлений о народных приметах, связанных с природными явлениями. Знакомство с фенологическим календарём Посиделки
МАРТ
1 « Игры казахского народа» Проявление интереса к обычаям и традициям казахского народа. Воспитание толерантности Спортивный праздник
2 «Светлый праздник – Наурыз» Расширение знаний о национальном празднике, о традициях и обычаях казахского народа.
3 «Расти, деревце, вместе со мной» Формирование знаний о природоохранных акциях. Воспитание бережного отношения к саженцам, воспитание трудолюбия. Посадка саженцев с родителями
4 «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» Расширение знаний о жизни народов, населяющих Риддер, о их традициях и обычаях. Литературно-музыкальная композиция
АПРЕЛЬ
1 «Гнездовье птиц » Формирование любознательности, познавательного интереса к природе. Умение искать информацию в энциклопедиях и другой детской литературе. Эколого-познавательное развлечение
2 «Не обижайте нас!» Расширение знаний о представителях фауны – насекомых Комплексное занятие
3 «Экологическое бюро» Формирование понятия «природы», как общего дома. Показать разнообразие растительного и животного мира. Усвоение комплекса экологических знаний. Театрализованная деятельность познавательного характера
4 «Их именами названы улицы» Знакомство с героями Великой Отечественной войны города Риддера. Экскурсия к Обелиску Победы
МАЙ
1 «Вечная память героям Великой Отечественной войны» Формирование начал гражданственности на основе знаний о Великой Отечественной войне. Воспитание уважение и гордости к войнам – фронтовикам и труженикам тыла города Риддера. Музыкально-поэтическая композиция
2 «Город – труженик» Знакомство с историей года. Расширение знаний о горнодобывающей и металлургической промышленности. Экологическая безопасность производства. Заседание клуба знатоков
3 «Тебе, мой город, посвящаю»
(к Дню рождения города) Привлечение родителей к совместному литературному творчеству с детьми (написание эссе о городе) Оформление буклетов о городе
4 «Что? Где? Когда?»
Определение уровня знаний и подготовки детей по экологии и краеведения Интеллектуальная игра
(диагностика в конце года )
Всего занятий и мероприятий 36
Список используемой литературы:
1. Артемова Л.В. «Окружающий мир в играх» М., 1993г.
2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду».М., 1991г.
3. Виноградова Н.Фф. «Умственное востпитание детей в процессе ознакомления детей с природой» М.,1978 г.
4. Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Родной край» М., Просвещение, 1985г.
5. Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Наша Родина» М., Просвещение, 1984г.
6.Гончарова Н.В. «План – программа образовательно- воспитательной работы в детском саду» СПб, 1997 г.
7.Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями». М., 1993 г
8. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Родной край» — М., Просвещение, 1985г.
9. Золотова Е. И. «Знакомим дошкольников с миром животных» М., Просвещение, 1998г.
10.Закон РК об охране окружающей среды
11. Маневцова Л.М. «Мир природы и ребенок» СПб, 1998 г.
12. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми»
Минск, Асар, 1996г.
13. Историко – краеведческий материал (музей, заповедник)
14. Николоева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М., 1998г.
15. Немцев М.С. «Филипп Риддер и его время»
16.НуждинаТ.Д. Энциклопедия для малышей «Чудо всюду. Мир растений и животных».- Ярославль; Академия развития, 1997г.
17. Сборники писателей и поэтов города Риддера.
18. Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу?» — М., 2000г.
19. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?» — М., 2002г
Рахмет ретінде астында тұрған жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!