Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой
ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ: «Измерение объема жидких и сыпучих тел условной меркой» ( лабораторная работа)
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: учить детей измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки; показать зависимость результата измерения от величины мерки; формировать представления о понятиях «тяжелый — легкий »; учить при сравнении использовать в речи слова «тяжелее», «легче»; закреплять счетные умения, узнавание геометрических тел: куба, цилиндра; развивать глазомер, мышление, логику;
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
1. картинка сороки и двух птенцов;
2. картинка курицы с ведром и мотылька с ведром;
3. 3 тарелки;
4. чашка с пшеном;
5. две ложки;
6. стаканчик и бокал;
7. две большие поварешки;
8. два ведра с водой (разных по объему), два одинаковых тазика;
9. весы;
10. мешочки с песком (5 шт.);
11. картинка домика, огонь;
12. картинка с изображением условных мерок (шаги, ложка, стаканчик, вилка, бокал):
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
1. фишки-кубы (по 10 шт. на каждого ребенка);
2. фишки-цилиндры (по 10 шт. на каждого ребенка);
3. карточки с двумя полосками ( красные).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Вводная беседа.
Печь сорока истопила
Кашу птенчикам сварила.
-Из чего сварила кашу сорока?
Выставляется чашка с пшеном и две тарелочки.
-Нужно насыпать пшена в две тарелочки птенчикам поровну. Как это сделать?
Дети высказывают свои предположения. Затем педагог выставляет маленький стаканчик и ложку. В одну тарелку насыпает пшено из ложки. Дети считают количество насыпанных ложек и выставляют их на верхней полосочке фишками-кубами. В другую тарелку воспитатель насыпает пшено стаканчиками. Дети также отсчитывают фишками, ставят фишки-
1
цилиндры на нижнюю полосочку. Проверяют результаты: фишек поровну, а пшена в одной тарелке больше, чем в другой.
-Почему так произошло?
Педагог подтверждает доводы детей и говорит, что, для того, чтобы измерить сыпучие тела, нужно пользоваться условной меркой, и эта мерка должна быть одинаковой.
Затем воспитатель просит двух детей насыпать одинаковое количество пшена в тарелки для птенчиков условной меркой- ложкой. При этом пшена должна быть полная ложка. Каждый ребенок при отсчете выставляет фишку возле тарелки. Затем дети проверяют количество пшена в тарелках (на глаз), количество фишек и делают вывод, что пшено насыпают поровну.
Воспитатель вызывает еще одного ребенка и просит его пересыпать пшено из одной тарелки ( отмеренного для птенчика) в пустую, третью тарелку для мамы сороки. Но теперь условная мерка –стаканчик. При работе ребенка педагог объясняет, что стаканчик нужно всегда наполнять пшеном доверху. Ребенок выполняет задание и отмечает результаты измерения фишками.
Дети сравнивают результаты измерения количества пшена в тарелках у мамы сороки и птенчика. ВЫВОД: чем мерка меньше, тем больше итоговое число. Если мерка больше, то итоговое число меньше.
2. РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ ТЯЖЕЛЫЙ-ЛЕГКИЙ.
-Ребята, сможем ли мы сосчитать количество пшеничек в каждой тарелке? Почему нет?
-Какие еще вы знаете сыпучие вещества, которые нельзя сосчитать? (мука, сахар, песок, соль, рис и т.д.)
-Для того, чтобы измерить их вес, люди придумали весы. Представьте, что ваши руки -это весы. В правую руку возьмите железную гирю, а в левую пластмассовую гирю.
-Какая рука у вас опустится вниз? Почему?
-Так же устроены весы: там, где вес больше, чашечка опустится вниз, а где меньше, поднимется вверх. А измеряют вес в килограммах, тоннах.
1.РАБОТА С ВЕСАМИ.
— В правую чашку положи 2 килограмма сахара, в левую -1 килограмм сахара. Где больше? Почему? (Два больше, чем один)
-В правую чашку положи 2 килограмма муки, а в левую 2 килограмма муки. Где больше? Почему?
4.ФИЗМИНУТКА.
Дети руками имитируют стрелки весов.
— В правой руке слон, а в левой руке мышка. (Слон тяжелее мышки)
— В левой руке курица, а в правой цыпленок. Кто легче?
— В левой руке 4 кг. Риса, а в правой 5 кг. Сахара. Что тяжелее?
2
5.ЗАДАЧИ НА ЛОГИКУ.
— В правой руке 1 кг.железа, а в левой 1 кг.ваты. Что легче?
На доске-кавролане домик в огне. Затем выставляются картинки курочки и мотылька.
Тили, тили, тили бом,
Загорелся кошкин дом…
Бежит курочка с ведром,
Заливает кошкин дом.
Мотылек ей помогает,
Тоже за водой летает.
-Как вы считатете, кто принесет больше воды, чтобы залить огонь в доме: курочка или мотылек?
-Как узнать, в каком ведре воды больше?
Выставляются два ведра с водой (одно широкое, но низкое; другое узкое, но высокое), две условные мерки- поварешка и бокал. Воды в одном ведре больше.
Двое детей поочередно измеряют объем воды в ведрах поварешками. Воспитатель напоминает, что набирать нужно полную поварешку воды. Остальные дети отмечают результаты измерения фишками на полосочках: на верхней полосочке количество поварешек воды в вердре у курицы (цилинрами); на нижней полосочке количество поварешек воды в ведре у мотылька (кубами).
-В каком ведре больше воды? Почему? Запомните это число.
Дети оставляют большее количество фишек на полосочке, а меньшее количество убирают.
Третий ребенок измеряет больший объем воды в ведре стаканчиком. Дети фишками на полосочках.
-Какая условная мерка больше? Сколько ее поместилось в объем воды?
-Какая условная мерка меньше? Сколько ее поместилось в объем воды?
Педагог еще раз напоминает детям вывод: число мерок больше, когда мерки меньше.
-Курочка и мотылек помогли Кошке погасить пламя, она их поблагодарила.
(Убирается огонь с картинки).
— Какие еще жидкие тела вы знаете?
6.ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ.
а)Спускался муравей с горы, а навстречу ему- верблюд. Верблюд спрашивает муравья: «Скажи, пожалуйста, муравей, есть ли в горах вода?» «Есть, -отвечает муравей. -Там огромное озеро». Обрадовался верблюд, поднялся на гору, но как не пытался напиться воды, никак не мог. «Обманул меня муравей»,- подумал верблюд.
3
-А как вы думаете, обманул ли муравей верблюда? Почему вы так считаете?
б)Чем нельзя имерить сыпучие и жидкие тела?
7.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
-Какие вещества мы с вами сегодня измерили? (жидкие и сыпучие)
-Чем измеряется вес?
Рахмет ретінде астында тұрған жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!