Формирование базовых компетенций на уроках биологии
Сайт бойынша барлық сұрақтарды 8-771-234-5599 номеріне ватсап арқылы қоюға болады
Формирование базовых компетенций на уроках биологии
Автор: Алинова Жулдыз Ануаровна
Бағыты: Биология Бөлімі: Мақала Сыныбы: Басқа
Жарияланған уақыты: 2019-02-22
Материал туралы қысқаша түсінік
Материал предназначен для судентов и преподавателей медицинского колледжа
«Формирование базовых компетенций на уроках биологии» Учитель биологии и химии Алинова Жулдыз Ануаровна В условиях формирования информационного общества для дальнейшего прогресса в условиях возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы и научная база. Одним из приоритетных становится такое понятие как “компетенция”. Ключевые образовательные компетенции1. Ценностно-смысловые компетенции. 2. Общекультурные компетенции.3. Учебно-познавательные компетенции. 4. Информационные компетенции5. Коммуникативные компетенции. 6. Социально-трудовые компетенции 7. Компетенции личностного самосовершенствования (Из доклада д.п.н. А.В.Хуторского на тему «Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов» )Информационно-коммуникативные компетенцииФормирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, анализировать результаты деятельности.На каждом учебном занятии вводятся новые биологические термины. На уроках оценивается умение учащегося грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических терминов.Большое значение имеет составление планов и опорных конспектов – сначала по образцу, потом самостоятельно, как по изученному, так и по новому материалу, для закрепления и для контроля знаний.Компетенции, применяемые на уроках биологии1. Информационные компетенции. При помощи таких объектов как компьютер и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет), у учащихся формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее. 2. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков (русского и английского), способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задавать вопросы, выслушивать оппонента, вести дискуссию и др. Для формирования данных компетенций в учебном процессе используются реальные объекты коммуникации и способы работы с ними. Информационная компетентностьАктуализация информационной насыщенности:1.Работа с текстом учебника2.Использование иных источников информации3.Анализ исторических источников4.Анализ лекционного материалаКоммуникативная компетентностьРазвитие коммуникационной направленности:1. Ролевые игры2. Групповая работа3. Деловые игры4. ДебатыФормирование навыков сотрудничества и эффективной коммуникацииГрупповая работа:Озвучивание самостоятельных идейАргументированиеНахождение компромиссаРазработка общей позиции
Основа системы личностно-ориентированного обучения
- Для создание психолого-педагогических условий для полного усвоения и учебного материала каждым учащимся, желающим и способным учиться можно применять личностно-ориентированное обучение
Уровни учебных целей | Определение | Что делает обучающийся | Что делает преподаватель | Глаголы, которые помогут Вам придумать упражнение |
Знание | Воспроизводство или определение местонахождения конкретных элементов информации; знание конкретных данных — терминологии, фактов; знание средств и способов действия с конкретными данными. | Отвечает, воспринимает, впитывает, запоминает, распознает, не требуется высказывания суждения или анализ идеи. | Руководит, управляет, направляет, рассказывает, сообщает, показывает, опрашивает, проверяет, экзаменует, определяет, какой объем информации ученики способны воспроизвести. | Сделайте сообщение — перечислите — опишите — воспроизведите — установите, что это, где это и т.д. — сформулируйте — узнайте — запомните — расскажите — изложите факты — повторите – определите – выявите – составьте перечень – запомните – назовите – процитируйте – расскажите — идентифицируйте |
Понимание | Понимание изложенного материала, передача информации на другом языке, в других терминах, другой форме; преобразование абстрактного в конкретное или повседневное; преобразование чего-то в более краткую форму; приведение иллюстрации или примера, поясняющего некий принцип или абстракцию; преобразование слов в символы, иллюстрации, таблицы, диаграммы, формулы и наоборот. Отделение существенного от несущественного, выведение заключения или обобщение данных. | Объясняет, Истолковывает, Интерпретирует, Доказывает | Доказывает, слушает, задает вопросы, сравнивает, сопоставляет, опрашивает, проверяет, экзаменует | Измените — превратите — заново сформулируйте — перефразируйте — опишите — объясните — сделайте общий обзор — сделайте рецензию — расскажите — обобщите — суммируйте — свяжите воедино — проинтерпретируйте — разъясните своими словами — сделайте заключение, вывод — сформулируйте основную идею — уточните, преобразуйте, защитите, различите, обсудите, отличите, выразите своими словами, продолжите, выявите, проиллюстрируйте, истолкуйте, выберите и т.д. |
Применение | Этот уровень предполагает, что ученики должны уметь использовать знания в ситуациях без какой-либо подсказки со стороны преподавателя. Использование (применение) правил, концепций, принципов, теорий, идей в новых ситуацияхприменять абстрактное знание в практической ситуации, в решении продуктивных задач. | Разрешает новые проблемы, доказывает, использует знания в новых ситуациях, создает, придумывает новое, конструирует. | Показывает, оказывает содействие, помогает, поддерживает, наблюдает, критически разбирает работу, обсуждает. | Примените — попробуйте на практике — используйте — употребите — решите — докажите — продемонстрируйте — проиллюстрируйте — покажите — сделайте отчет – рассчитайте – внесите изменения – вычислите – постройте – найдите – проведите эксперимент – интерпретируйте – организуйте. |
Анализ | Расчленение информации на составные части.Учебные результаты характеризуются более высоким уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют как осознания содержания учебного материала, так и его организации. | Обсуждает, раскрывает, перечисляет, анализирует, разбивает на части, разбирает критически. | Исследует, руководит, служит проводником, стимулирует, наблюдает, действует как дополнительный ресурс для обучающихся. | Проанализируйте — разбейте на части — рассмотрите критически — разыщите — найдите — определите — различите — отличите — проверьте — сравните — сопоставьте — сделайте обзор — проинспектируйте — проведите исследование — осмотрите — изучите — отделите — разделите — распределите на категории – классифицируйте –сгруппируйте – объедините –обсудите — сделайте выводы – различите – выделите. |
Синтез (создание нового) | Создание из различных идей нового или уникального продукта или плана | Обсуждает, Обобщает Связывает воедино, Сопоставляет, Резюмирует, суммирует | Дает обратную связь (рефлексию), Расширяет, продолжает, Оценивает, обсуждает | Создайте — придумайте — изобретите — составьте — предскажите — организуйте — спланируйте — сконструируйте — оформите — модифицируйте — измените — предположите, что будет если — улучшите — создайте теорию — предложите |
Оценка | Оценивание значения материала или идей на основе определенных критериев или стандартов.Данный уровень предполагает вынесение суждений относительно ценности идей, трудов, решений, методов или материалов для какой-то конкретной цели. | Судит, оценивает, обсуждает, дискутирует, подвергает сомнению, формирует, составляет, высказывает свое мнение. | Принимает, допускает, соглашается, признает, раскрывает критерии, гармонизирует, согласовывает. | Составьте мнение — придите к выводу — выберите — решите — оцените — критически разберите — обоснуйте — объясните — обсудите — проверьте -проконтролируйте — аргументируйте — рекомендуйте – определите |
Специально организованная учителем терминологическая работа способствует более качественному усвоению учащимися тех понятий, и более прочному удержанию самих терминов в памяти учащихся .Запоминание и усвоение терминов проходит успешнее, если они чаще повторяются, чаще воспроизводятся учащимися. И здесь очень важно, чтобы это повторение было не механическим. Новые для учащихся термины должны неоднократно повторяться при изучения нового материала и его закрепления, в процессе выполнения групповой или самостоятельной работыНа уроках биологии учитель в процессе обучения создает специальные ситуации, условия, способствующие развитию учащихся и их мыслительной деятельности. Одно из таких условий – специальная терминологическая работа, организуемая учителем.У обучающихся в данной работе формируются коммуникативные компетенции:
- умение быстро объединиться в группы по интересам, учитывая возможности и особенности своих товарищей.
- умение правильно организовать работу в группе, распределить четко обязанности между всеми её членами.
- умение, получив задание, увидеть в нем конечную цель, выделить главное, определить последовательность выполнения работы.
умение составить план ответа, из большого объема информации выделить главную суть и передать её в виде презентации своей группы
Материалды сайттан тегін жүктеу
Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.