Дипломные работа. Анализ разработки бизнес планирования (на примере АО «Казпочта» АФ «Казпочтамт»)

0
49
Advertisement

Содержание

 

Введение 4

 

1 Теоретические аспекты  бизнес-планирования: сущность, цели, принципы 10
1.1 Структура бизнес-плана, требование и его разработка 10
1.2 Финансовый аспект бизнес-плана 15
1.3 Финансовые критерии эффективного проекта 22

 

2 Анализ финансового аспекта бизнес планирования АО «Казпочта» АФ «Казпочтамт» 39
2.1 Общая характеристика и организационная структура 39
2.2 Анализ рынка и выбор финансовой  стратегии 40
2.3 Анализ финансовых показателей производства и реализации услуг 45
2.4 Анализ организационной структуры и управления 48

 

3 Совершенствование бизнес планирования АО «Казпочта» АФ «Казпочтамт» 50
3.1 Оценка финансовых аспектов плана реализации продукции 50
3.2 Оценка финансового состояния и рисков 51
3.3 Оценка эффективности мероприятий бизнес-плана и перспективы развития производства

 

57
Заключение 58
Приложения 66

 

 

 

Введение

 

Переход от командно-административной системы управления экономикой к рыночной экономике требует кардинальной перестройки системы управления предприятием. Естественно, это требует перестройки всей системы планирования на предприятии, поскольку планирование  это одна из важнейших основных функций управления в любой социально-экономической системе.

В условиях рыночной экономики предприятие работает как «открытая» система, когда необходимо учитывать, прежде всего, внешние факторы (действия конкурентов, потребности потребителей, спрос и т.д.). Отсюда переход экономики к рыночным отношениям требует, чтобы создаваемые системы функционирования предприятий обеспечивали конкурентоспособность услуг, как на внешнем, так и на мировом рынке. Предприятия в своей деятельности должны ориентироваться на рынок, потребителя и по результатам взаимодействия с ними обеспечивать свою финансовую устойчивость.

Бизнес-планирование в условиях рыночной экономики – это рабочий инструмент, используемый во всех видах предпринимательства, а бизнес-план является важным, принципиально новым для нашей экономики  документом, который систематически обновляется. В него вносятся изменения связанные как с переменами, происходящими внутри предприятия, так и с изменениями на рынке, где оно функционирует и в экономике в целом.

Актуальность анализа разработки бизнес-плана предприятия состоит в необходимости планирования и прогнозирования деловой идеи и процесса её реализации на определённый период с аргументированным обоснованием качественных и количественных характеристик ожидаемого эффекта, что позволяет:

–  предусмотреть все  необходимые мероприятия процесса реализации дело    вой идеи и разработать схему их финансирования;

–  обосновать привлечение инвестиций на осуществление проекта;

–  удовлетворить потребности рынка конкурентоспособной продукцией;

–  определить  риск (внутренний и внешний), возможный доход и уровень прибыльности (или убыточности) от реализации идеи.

Цель разработки бизнес-плана состоит в планировании производственно-хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдалённый периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план  составляется при создании и реструктуризации коммерческих организаций, обосновании крупных проектов, рассчитанных на перспективу. В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объём работ по составлению плана может изменяться.

В условиях перехода к рыночной экономике необходимость составления бизнес-плана обусловлена следующими причинами:

  1. Отсутствие у предпринимателей опыта руководства предприятием и нечёткое представление ожидающих их проблем.
  2. Изменяющаяся хозяйственная среда (необходимость просчитывать свои действия на рынке, борьба с конкурентами).
  3. Обоснование заявок на получение иностранных инвестиций для подъёма отечественной экономики и доказательство способности оценить все аспекты использования инвестиций.

Задачи исследования бизнес-плана помогает в решении следующих проблем:

–  определение конкретных направлений деятельности предприятия, целевых рынков и место предприятия на этих рынках; формулирование долговременных и краткосрочных целей предприятия, стратегии и тактики их достижения. Определение лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбор состава и определение показателей товаров и услуг, которые будут предложены предприятием потребителям. Оценивание производственных и торговых издержек по их формированию и реализации;

  • определение состава маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

–  выявление соответствия имеющихся кадров предприятия, условий мотивации  их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

–  оценивание финансового положения предприятия и соответствия имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

–  умение предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.  

При разработке бизнес-плана происходит согласование интересов всех участвующих сторон:

–  заказчика бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующегося привлечённый капитал посредством акционирования, займа, выпуска облигаций и т.п. – волнуют лишь гарантии и возможности своевременного и полного расчёта с ними, а также получение выгоды;

–  партнёров по бизнесу – интересует, какие цели бизнеса вы ставите и как они будут сочетаться с их собственными интересами;

–  потенциальных клиентов и конкурентов – интересует, в какой степени и каким образом ваша деятельность отразится на их бизнесе и что надо предпринять, чтобы избежать столкновения интересов.

В рыночной экономике главным экономическим показателем привлекательности любого проекта является прибыль, для понимания сущности которой необходимо знать основные источники её получения, а также взаимосвязь и взаимодействие факторов, формирующих её уровень. Чем детальнее они исследованы, тем эффективнее можно управлять процессом формирования финансовых результатов. Только анализ и синтез в их единстве обеспечивают научное изучение процессов и явлений.

Таким образом, экономический анализ представляет собой научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всём многообразии связей и зависимостей.

Возникновение финансового  аспекта как средства познания сущности экономических явлений и процессов относятся к 4000 г. до нашей эры. Его становление и развитие связывают с возникновением и развитием бухгалтерского учёта и балансоведения. Однако своё теоретическое и практическое развитие он получил в эпоху развития капиталистических отношений, а именно во второй половине ХIХ века. Обособление анализа хозяйственной деятельности в особую отрасль знаний произошло в первой половине ХХ в.

С помощью финансового  аспекта достигается осмысление, понимание информации. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, повышает его эффективность.

Большая роль отводится финансовому аспекту в определении и использовании резервов повышения эффективности производства. Он содействует рационализации, экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, НОТ, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат, недостатков работы и т.д. В результате этого укрепляется экономика предприятия, повышается эффективность его деятельности.

Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия и необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений  в соответствии с потребностями рынка. В бизнес-плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнётся, и определяются способы их решения.

Бизнес-план особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении её части в виде дивидендов между акционерами. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников.

Наряду с внутри фирменными функциями, бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования.

В наибольшей степени бизнес-план используется при оценке перспективной рыночной ситуации внутри фирмы и вне её, и при поиске инвесторов.

При осуществлении предпринимательской деятельности необходимо ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсах и источники их получения; уметь чётко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Чтобы бизнес-план был успешным, нужно уметь его реализовать, т.е. эффективно использовать стратегию и тактику производственно-хозяйственной деятельности предприятия и управлять имеющимися ресурсами с учётом потребностей рынка Республики Казахстан (РК).

Для республики Казахстан внутригосударственное и международно-правовое регулирование инвестиций является очень важным.

Законодательные основы политики инвестирования определяют, что инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности.

Инвестиционная политика учитывает будущие интересы РК, а внешнеэкономическая политика – способствует решению будущих экономических интересов, подкреплённая  мощными экономическми стимулами и рычагами:

  1. Налоговое регулирование инвестиций осуществляется посредством обязательных безвозмездных отчислений (налоги, сборы, платежи) в бюджетную сферу. Снижение налогового бремени позволяет предприятиям повысить уровень самофинансирования вложений в капитальные активы.
  2. Ценовая политика предприятия преследует три основные цели: 1)обеспечение выживаемости фирмы (объём, доля на рынке); 2)удержание рынка (стабильное положение, благоприятные условия деятельности); 3)максимизация прибыли (достижение средней прибыли, доход от инвестиций, быстрое получение денежных доходов).

Осуществление иностранных инвестиций включает в себя вложение субъектами иностранного права материальных и нематериальных ценностей в объекты предпринимательской и других видов деятельности в Казахстане, а также фактические действия по реализации инвестиций с целью извлечения прибыли, либо достижения положительного социального эффекта. Вложение иностранных инвестиций в экономику и социальную сферу Казахстана осуществляется на договорной основе.

Активизация инвестиционной деятельности осуществляется за счёт государственных инвестиций, кредитов банков и других привлечённых средств, а также путём косвенного регулирования фондов накопления предприятий посредством понижательного давления налогов.

РК по вопросам инвестиций приняла следующие законы: «Об иностранных инвестициях» от 27 декабря 1994 года, «О государственной поддержке прямых инвестиций» от 28 февраля 1997 года, «О возвратной системе финансирования инвестиций» от 12 апреля 1993 года, «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» от 2 августа 1999 г.

Придавая большое значение вопросам об инвестировании, РК учредила Агентство по инвестициям. За период независимого развития различными государственными органами Казахстана было принято не менее 65-и нормативных актов, регулирующих различные аспекты инвестиций.

При вступлении экономики РК в новый этап реформ, который связан с инвестированием, бизнес-планирование является одним из главных компонентов развития промышленности. В связи с осуществлением экономической реформы изменилась роль государственных ресурсов в финансировании инвестиционных проектов (отказ от безвозвратного выделения средств).

Бизнес-план описывает практические действия по осуществлению инвестиций, прорабатывается по максимальному числу параметров эффективности, а для более успешной работы с инвесторами рассчитываются ещё показатели, характеризующие ожидаемый уровень управления реализацией проекта и его последующая эксплуатация. Просчёт динамики финансовых показателей необходим для привлечения сторонних участников к инвестированию проекта.

В бизнес-плане заключаются преимущества гибкого сочетания производственного и рыночного, финансового и технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности предприятия.

Целью дипломной  работы является изучение теоретических и практических аспектов составления бизнес плана, анализ разработки бизнес-плана АО «Казпочта» АФ «Казпочтамт».

Задачи исследования дипломной работы:

  • рассмотрение назначения бизнес-плана, а также различной исходной информации для его составления;
  • дать анализ и оценку производственно-хозяйственной деятельности АО «Казпочта» АФ «Казпочтамт», а именно анализ показателей производственных фондов и трудовых ресурсов, анализ финансового состояния предприятия;
  • определить основные показатели производственной и финансовой деятельности предприятия, издержек производства и сбыта услуг, чистой прибыли, показателей эффективного использования финансовых ресурсов и других не менее важных показателей предприятия;
  • дать оценку эффективности мероприятий бизнес-плана АО «Казпочта» АФ «Казпочтамт».

Предмет исследования является бизнес план как часть плановой деятельности предприятия, его финансовые аспекты, информация и рекомендации для его составления.

Объектом исследования является предприятие государственного сектора экономики АО «Казпочта» АФ «Казпочтамт».

Для теоретического и методологического основы исследования использовались работы таких ученых, как Сарсембаев К.М., Диденко П.В., Балабанов И.Т., Бенвенисте Г. и многих других.

Структура и объем работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность, цель и задачи, предмет и объект исследования.

В первой главе описывается сущность и цель финансового аспекта бизнес – планирования на основе критического анализа научной литературы и официальных материалов.

Во втророй главе представлен анализ и деятельность бизнес планирования на примере АО «Казпочта» АФ «Казпочтамт».

В третьей главе представлена совершенствование бизнес планирования АО «Казпочта» АФ «Казпочтамт» и оценка эффективности мероприятий бизнес-плана.

Работа изложена на 64 листах машинописного текста, содержит четыре таблицы.

 

 

 

І. Теоретические аспекты  бизнес-планирования: сущность, цели, принципы

1.1Структура бизнес-плана, требования к его разработке

 

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом,    который широко используется    во    всех    сферах предпринимательства.

Бизнес-план показывает процесс функционирования фирмы (под фирмой имеют в виду:  компании,   предприятия,   предприятия   с   участием иностранного  капитала,  производственные  и  научно-производственные  объединения,  организации  и  т.д., занимающиеся   производственной,    хозяйственной   и иной коммерческой деятельностью) и показывает, каким образом руководители данной фирмы собираются достичь поставленных целей [1].

Бизнес план  в первую очередь отражает получение ожидаемой прибыли, а также эффективность и  прибыльности работы фирмы.

Хорошо разработанный   бизнес-план   помогает   фирме:

  • расти
  • завоевывать   новые   позиции в том рынке,   где   она функционирует.
  • составлять перспективные планы дальнейшего развития фирмы,
  • разрабатывать передовые концепции производства новых товаров и услуг и выбрать рациональные способы их реализации.

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся коррективы, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма, и в экономике   в   целом.

Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего фирмы или новой деятельности, содержит анализ всех проблем, с которыми она может столкнуться, а также способы решения этих проблем.

Бизнес-план является комплексным документом, который обосновывает и оценивает проект с позиции всех главных признаков, отличающих проект как стратегическое решение от текущих управленческих мероприятий (рисунок 1).

«Проект» обозначает комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для создания новых продуктов или услуг. Новизна и неповторимость проекта ограничена временными рамками, за пределами которых проект теряет свою ценность, становится невостребованным внешней средой.

 

Скачать

Ең соңғы жаңалықтарды KzNews.KZ телеграм каналынан оқи аласыз! Телефоныңызға тікелей келетін ақпаратқа жазылыңыз. 

 
Загрузка...

ПІКІР ҚАЛДЫРУ

Пікіріңізді енгізіңіз!
мұнда сіздің атыңызды енгізіңіз