Дипломные работа. Анализ бюджетной системы Республики Казахстан

0

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                    

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

1.1    Бюджетная система и организация бюджетного процесса в РК

1.2    Разграничение полномочий на основе межбюджетных отношений

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА               

2.1   Формирование доходов республиканского бюджета

2.2    Оценка направлений расходов республиканского

бюджета

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РК            

3.1   Проблемы развития бюджетной системы РК

3.2   Приоритетные пути совершенствования бюджетной

системы РК

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                             

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                           

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.

Экономические и политические реформы, проводимые в Республике Казахстан с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Бюджет —  важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом. Переход к экономике, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует глубокой реконструкции государственного бюджета, финансов предприятий и отраслей, скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального и местного уровня, внебюджетных фондов.

Новый тип бюджета основывается на подходе к бюджету и налогам на основе категории общественных благ, предоставляемых государством членам общества, налогоплательщикам. Данный подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет, его функции в современной жизни. Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Поиск выхода из экономического кризиса, в котором  оказался Казахстан, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.

Целью данной работы является анализ бюджетной системы Республики Казахстан как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.

Основные задачи дипломной работы состояли в следующем:

  • изучить теоретические основы функционирования бюджетной системы Республики Казахстан;
  • провести анализ доходов и расходов республиканского бюджета;
  • рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования бюджетной системы РК в условиях формирующейся рыночной экономики.

Структура работы составлена в соответствии с поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретическую и методологическую основу дипломной работы составили труды зарубежных и отечественных ученых-экономистов, законодательные и нормативные акты РК, а также статистические данные, периодическая печать.

Глава 1. Теоретические основы функционирования

бюджетной системы

 

1.1    Бюджетная система и организация бюджетного процесса в РК                      

Бюджетная система представляет собой основанную на эко­номических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов. В Бюджетном кодексе Республики Казах­стан бюджетная система трактуется с включением Национально­го фонда.

Бюджетной устройство — это принципы построения бюджет­ной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев.

Состав бюджетной системы определяется национально-госу­дарственным устройством страны. Возможны федеративное и унитарное устройство государства: в первом случае применяет­ся трехзвеньевая бюджетная система: центральный бюджет (со­юзный, федеральный, республиканский), бюджеты членов фе­дерации (республик, штатов, земель и т.д.) и местные бюджеты. Во втором случае применяется двухзвеньевая бюджетная систе­ма: центральный бюджет и местные бюджеты. В обоих случаях возможна различная степень обособления и самостоятельности бюджетов, но, как правило, за центральным бюджетом сохраняется определенная регулирующая роль по отношению к низовым бюджетам в зависимости от уровня централизации управления социально-экономическими процессами.

В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят:

республиканский бюджет;

местные бюджеты: областные, городов (разных уровней), районов (рис.1).

Государственный бюджет представляет собой свод республи­канского и местных бюджетов без учета взаимопогашаемых опе­раций между ними.

Следует различать по аналогии с понятиями государственный бюджет и республиканский бюджет также бюджет области и об­ластной бюджет: бюджет области — это сводный бюджет, объеди­няющий областной бюджет, бюджеты районов (городов област­ного   значения) без учета взаимопогашаемых операций между ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению.

Скачать