ДИПЛОМНАЯ РАБОТА — Историко-краеведческий музей города Уральска

0

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АЛЬ-ФАРАБИ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра археологии и этнологии

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Историко-краеведческий музей города Уральска

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

 

1   ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОГО ОБЛАСТНОГО

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ГОРОДА УРАЛЬСКА………….8

 

2 ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ГОРОДА УРАЛЬСКА………………………………………………………………………………..31

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………52

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….54

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………56

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………… ……….59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Музееведение определяет как науку, отвечающую на вопрос, что такое музей. Такая постановка вопроса заставляет рассматривать музей как неизменный институт, функционирующий в условиях стабильного общества. Возникающая в результате модель музея становится одновременно описательной и нормативной: мы, с одной стороны, сводим к ней всё многообразие музейной жизни, а с другой, — используем её как инструмент организации, закрепляя существующее положение вещей. Даже обращаясь к истории, мы обычно фиксируем стабильные исторические типы музеев и уделяем гораздо меньше внимания переходам между ними.

В определённом смысле, музей – консервативное учреждение. Как институт исторической памяти, обеспечивающий устойчивость в обществе нетрадиционного типа, он действительно должен обладать стабильностью и не может зависеть от сиюминутных веяний. Вместе с тем, если музей не обновляется, не меняется, то, сохраняя, вероятно, связь с историей, он теряет связь с жизнью, с живой культурой своего времени.

Осуществлению проводимых экономических и политических реформ в Республике Казахстан должны служить все средства массовой работы разных учреждений культуры, действующих в соответствии со своими профилями и спецификой. Музейное дело Казахстана, как специфическая сфера общественной работы, имеет свое отношение к науке, образованию, культуре и не остается в стороне от тенденций общественного развития Республике Казахстан. В условиях возрождения национального самосознания казахского народа, укрепления суверенитета и независимости, открылись возможности пересмотреть старые догматические взгляды на историю и культуру. Огромный вклад в этот процесс могут внести музеи, которые являются  хранилищами духовных и материальных ценностей народа.

Музей, так же определяется как научно-просветительское учреждение именно потому, что в основу всей его деятельности положены вещественные первоисточники научных знаний. Поэтому проводимая музеями Казахстана научно-просветительская и научно-исследовательская работа помогает сделать культурные ценности достоянием широких народных масс, помогает идейно-целеустремлённому зрительному восприятию экспонируемых музейных предметов.

Музеи собирают, хранят, изучают, систематизируют, показывают в своих экспозициях множество памятников истории, искусства, и тем самым стремятся подвести посетителей к пониманию закономерных тенденций развития общества. Вот основное теоретические и научные направления музееведения.

Таким образом, можно отметить, что существенным признаком музея является собрание музейных предметов, создаваемое на научной основе и подлежащее учету, хранению, исследованию на базе научных методов музееведения и профильных наук, используемое в научных и образовательно-воспитательных целях.

Вместе с тем роль и значение  музея в современном казахстанском обществе очень высока. За многими вопросами музейной деятельности стоят проблемы государственной деятельности – приобщение к историческому познанию, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, определение национальной идеи, государственной идеологии.

Изучение современной практики музейного дела свидетельствует о постоянном возрастании роли музеев в системе науки и культуры, их влиянии на образование человека. Это относится, в первую очередь, к музеям исторического профиля, обладающим особыми воспитательными возможностями.

В дискуссиях о месте музеев в духовной жизни общества принимали участие, наряду с музееведами и историками, социологи, искусствоведы, архивисты. Их внимание, главным образом, концентрировалось на роли музеев в развитии культуры, образования. Ведь музей посредством своих собраний и специфических методов воздействует на формирование мировоззрения личности, вносит огромный вклад в изучение и сохранение прогрессивных традиций, освоение гуманистического культурного наследия.

Актуальность выбранной темы, определяется тем, что в настоящее время все большее распространение получает точка зрения, о том, что музеи являются специфическим исследовательским институтом. Научные исследования в основном  проводятся на базе музейных собраний, что находит отражение в специальной литературе. Музейные коллекции дают новые импульсы научным исследованиям. Историко-краеведческие музеи вносят свою лепту в охрану исторических и культурных ценностей и кроме научной работы ориентированы на самое широкое использование музейного собрания в образовательных и воспитательных целях.

Актуальность темы с практической точки зрения определяется и тем, что историко-краеведческий музей является центром по изучению истории края, что имеет немаловажное значение в жизни человека, любящего свою родину. Ведь каждый уважающий себя человек стремится знать свои корни, историю края, области, страны в которой он живет. Знание этой истории позволяет людям проникнуться уважением к своим предкам, изучить и перенять их опыт.

Западно-Казахстанский историко-краеведческий музей внес свой весомый вклад в изучение истории области. Много интересных экспонатов — археологических, этнографических,  а также отражающих историю современности экспонируются в его залах и хранятся в фондах. Кроме этого, работники музея регулярно создают и проводят выставки, где демонстрируются интересные коллекции, собранные в музее.

Актуальность проблемы во многом обусловлена степенью ее изученности. Западно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей считается старейшим в Казахстане. В связи с этим в исследовании поднимаются следующие вопросы: обобщение опыта работы Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея, история открытия музея,  комплектование фондов, оформление экспозиционных залов, формы работы с посетителями. Как сказал глава государства Н.А.Назарбаев: «необходимо продолжить реализацию программы «Культурное наследие» и через осмысление прошлого всемерно развивать культуру настоящего времени /1, с. 71/.

      Цель дипломной работы состоит в изучении роли и значения деятельности Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.

     Основные задачи дипломной работы:

– отображение истории Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея города Уральска:

— рассмотрение экспозиционной деятельности Западно-Казахстанского областного музея.

изучить научно-фондовую работу музея.

рассмотреть роль музея в современном обществе.   

      Объектом изучения дипломной работы является  Западно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей города Уральска.

Предметом дипломной работы является его деятельность в области научно-фондовой работы, научно-исследовательской, экспозиционной и экскурсионной работы.

Несмотря на то, что Западно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей считается старейшим в Казахстане, проблемы его развития и научной деятельности до сих пор практически не поднимались в исследователями.

Степень изученности темы. Вопросы истории и деятельности Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея практически не поднимались в научной литературе. Одной из немногих книг, посвященных деятельности музея, стал сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 170-летию Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея «Музейное дело Западного Казахстана: история и современность»,  прошедшей в городе Уральске в 2006 г. /2/. В данном сборнике мы можем познакомиться со следующими статьями: Алтаев Б.Е. «Музей-хранилище социальной памяти», Махимов Т.А. «Бокейординский историко-музейный комплекс – плод независимости», Бураншеева С.К. «Учителя XX века», Атаниязова Г.Е. «Дом-памятник», которые посвящены не только значению краеведческих музеев, но и роли музея как хранителя социальной памяти, истории Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея, музея А.С. Пушкина, Е. Пугачева  и другим актуальным проблемам отечественного музееведения. Вопросы роли и значения краеведческих музеев поднимаются в сборнике материалов Республиканской научно-практической конференции «Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия» /3/, которая прошла 14 декабря 2005 года в городе Алматы в Казахском Национальном университете им. аль-Фараби, где авторы таких статей как: «Музей и культурное наследие» (Доскараева М.К), «Современные образовательные технологии по подготовке специалистов-музееведов» (Жумагулова С.Т.)  уделяют особое внимание роли музея в современном  обществе, и подготовке специалистов — музееведов. Кукеева М.К. в своей работе под названием «Историко-краеведческая работа в Казахстане» /4/  рассматривает проблемы постановки краеведческой работы с научной точки зрения.  Недавно увидела свет книга «Музеи Казахстана» /5/ Мерекеевой С.К., где описаны различные музеи Республики Казахстан и, в том числе, Западно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей города Уральска.

Также, при написании дипломной работы, автором были использованы учебники и учебные пособия по теории музейного дела. В том числе Юренева Т.Ю. «Музееведение» /6/, где исследуется ряд проблем музееведения, в частности, методика построения экспозиции, формы научно-просветительской работы в музеях.  В работе Шулеповой Э.А. «Основы музееведения» /7/ разработана четкая структура научно-исследовательской деятельности музея. У Каулен М.Е. «Экспозиция и экспозиционер» /8/ даётся описание экспозиционной деятельности музейных учреждений. При написании дипломной работы использовалось также учебное пособие для вузов «Музееведение. Музеи исторического профиля» /9/, изданное под редакцией профессоров К.Г. Левыкина и  В. Хербста, где излагаются теоретические основы музееведения и научная методика работы музеев исторического профиля. Здесь рассматриваются социальные функции музеев, их научно-исследовательская деятельность. Так же была использована книга известного западного музееведа Кеннета Хадсона «Влиятельные музеи» /10/, где автор описывает наиболее известные музеи мира и их роль в современном обществе. Книга Юреневой Т.Ю. «Музей в мировой культуре» /11/, рассказывает о роли музея в мировой культуре.

Особое внимание автор уделяет рассмотрению проблем построения и роли экспозиции Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея. Теоретическим вопросам экспозиционной деятельности посвящен сборник статей «Музейная экспозиция. На пути к музею XXI века», где размещена статья Майстровской М.Т. «Музейная экспозиция: тенденции развития» /12/, в которой автор анализирует современное состояние музейного дизайна. Поляков Т.П. в своей книге «Мифология музейного проектирования» /13/, и другой его труд под названием «Как делать музей?» /14/ рассматривает  проблемы, встающие перед музееведами при проектировании музейной экспозиции. Был использован сборник статей «Музей и демократия» /15/, в котором представлены такие статьи как: «Об авторитарном и демократическом подходах в музейном деле» Колганова В.Н. «Организация музейной работы в новых условиях» Никишина Н.А, авторы рассматривают музей в новом постсоветском пространстве и то, какую роль на данном этапе развития общества играет музей.  Сборник статей «Музей и новые технологии» /16/ содержит статьи следующих авторов: Никишин Н.А. «Музей в глобальных сетях электронных телекоммуникаций»,  Лебедев А.В. «Технология мультимедиа: возможности и реалии». В данном сборнике рассматриваются особенности применения в музейном учреждении различных технических средств, их значение на современном этапе. Также была использована книга Брюшковой Л.П. «Учёт и проверка наличия музейных ценностей» /17/, где автор уделяет большое внимание учёту фондов и фондовой документации. В сборнике статей «Вестник КазГУ» содержится научная статья Жумагуловой С.Т. под названием «Научное проектирование исторической музейной экспозиции в современной интерпретации» /18/, автор концентрирует своё внимание на проектирование современной музейной экспозиции, и какую  функцию музейная  экспозиция выполняет в современном обществе.

Основными источниками для написания работы послужили:

Архивные документы Центрального Государственного архива Республики Казахстан – это акт обследования музея за 1936 год /19/, которое было проведено научным сотрудником Центрального Государственного музея КазССР  С.А. Поповым, так же была использована переписка директора областного музея Харитонова Г.А с директором Центрального Государственного музея КазССР  Жиренчиным /20/, ведомость на рассылку материалов по областям по учёту краеведческой работы в КазССР за 1948 год /21/, годовые отчеты по собранным предметам /22/, использовался тематико-экспозиционный план музея за 1980 год /23/. Также автором проводилась беседа с директором Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея Жоламановым А.Т., с главным хранителем Мырзагалиевой М.К., архивариусом Окасовой С.А. Кроме того, в дипломной работе используются материалы Уральского областного архива, а также ряд материалов, полученных в музейных фондах Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея.

     Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав название первой главы «История создания Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея города Уральска», название второй главы «Экспозиционная деятельность Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея города Уральска», заключения, глоссария, списка использованной литературы и приложения.

Первая глава «История создания Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея города Уральска» посвящена описанию истории создания и дальнейшей деятельности музея. Выявлены проблемы в организации музея, изложены сведения о структуре музея.

Во второй главе «Экспозиционная деятельность Западно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея города Уральска» собраны материалы об экспонатах, раскрывающих историю развития края.

 

    

 

 

 

 

 

1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКОГО

ОБЛАСТНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

ГОРОДА  УРАЛЬСКА

 

       Уральск – один из древнейших городов Казахстана. История его самобытна и слабо исследована. Хотя ещё в XVIII веке он привлек к себе внимание П.И. Рычкова, что нашло отражение в его сочинении. В XIX веке не безразличными оказались к истории Уральска А. Левшин и В.Н. Витевский.

Во второй половине XIX века описанием истории города занимались А. Рябинин, М. Хорошкин и другие историки и краеведы. В советский период история города Уральска стала объектом внимания К.В. Данилевского и Е.В. Рудницкого, Г.Е. Москалева, Н. Чеснокова, С. Герасимова и А. Белого /24/.

В городе Уральске сосредоточено большое количество памятников архитектуры, многие из них имеют большое культурное и историческое значение. Таким памятником архитектуры является исторически значимое здание, где в настоящее время располагается Западно-Казахстанский областной историко-краеведческий музей /рис.1/.

Изучение истории возникновения и развития музеев историко–краеведческого профиля как центров научно-просветительской работы, представляет несомненный интерес, так как в экспонатах этих музеев отражаются общие закономерности исторического развития края и республики в целом. Без изучения истории возникновения музея нельзя  представить в полной мере культурное развитие края, нельзя дать полную оценку научно-просветительской деятельности музея.

Изучение истории Западного Казахстана занимает значительное место в материалах Уральского областного историко-краеведческого музея, прошедшего путь своего развития от естественно-исторического музея до современного.

 

 

СКАЧАТЬ