Басни дедушки Крылова

0

Воспитатель: Шелега Н.А.

 
Программное содержание: воспитывать у детей интерес к поэтическим произведениям, закрепить понятие «басня», продолжать работу над умением находить главный смысл в баснях – мораль,  учить детей объяснять своими словами главную идею басни; через басни воспитывать нравственные качества: трудолюбие, самокритичность, согласованность, доброту, честность, отрицательное отношения к лени, лести. Активизировать в детской речи слова – определения, относящиеся к персонажам басен, строить грамотно предложения, последовательно и логично излагать свои мысли;   совершенствовать навыки работы  с книгой (с тестом), развивать умение контролировать свои действия и действия своих товарищей; продолжать работу над техникой чтения; развивать речевую и интонационную выразительность речи, способность произвольного управления своими движениями,  активизировать умственную деятельность.

Предварительная работа:
Чтение 9 басен  И.А. Крылова, беседы в свободное время (утренние и вечерние часы), занятия, экскурсии в детскую библиотеку; сотворчество в рисовании героев басен, подбор определений; драматизация отрывков, заучивание басен наизусть.

Ход занятия:
— Ребята, сегодня мы побываем на выставке. Она посвящена великому русскому писателю. А имя его нам поможет раскрыть ребус (по первым буквам):
Иволга, Волк, Аист, Носорог   — Иван
Курица, Рысь, Ы, Лев, Ослик, Воробей – Крылов.
— А что писал И. А. Крылов?
— А как мы назовём человека, который басни + писал (баснописец).
— Кто были герои его произведений? (животные) 
— А кого подразумевал под животными писатель? (людей)
— А как,  по-вашему, какие черты характера человека вы считаете хорошими, положительными? 
— А какие – плохими, отрицательными?
— Правильно! Также думал  и И.А. Крылов.
— Вся эта выставка посвящена великому русскому писателю Ивану Андреевичу Крылову!
— А что такое басни?
— Да, басня — это нравоучительное, иносказательное произведение в стихах или прозе,  в этих произведениях высмеиваются недостатки и пороки людей. 
Басни писали многие русские писатели К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Берестов….
—  А какие басни Крылова вы знаете? 
— Сейчас я покажу нам три предмета: очки, зеркало, скрипка. Какой образ объединяет их? Из каких басен эти предметы?
— А теперь давайте послушаем  отрывки из басни «Зеркало и Обезьяна»,  которую  разыграют перед вами  товарищи. Чему учит эта басня?
— Как вы понимаете выражения: «Чем кумушек считать- трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» 
— А какая  русская народная пословица подходит по смыслу этому выражению из басни?   (Других не суди, на себя посмотри)

Викторина «Калейдоскоп басен»
— Геля приготовила для вас отрывки из басен. Отгадайте, из какой басни строчки 
(4  отрывка)

Немая сцена — мальчик капает, носит ведра, а девочка пляшет, кружится. 
— Ребята, вы, наверное, узнали из какой басни герои. Правильно, эта басня «Стрекоза и муравей». Пожалуйста, сядьте за столы и приготовьтесь к чтению этой басни 
Чтение отрывка из басни проходит по цветным отрывкам (чтение цепочкой)
— Найдите и прочитайте ответы на вопросы:
* Какое время года пропела попрыгунья Стрекоза?
* Где у Стрекозы летом был готов и стол и дом?
* * Подумайте, почему именно к Муравью поползла Стрекоза?
* С какими словами  Стрекоза обратилась к Муравью?
* Что ответил Стрекозе Муравей?
* * Как вы считаете, что ответила Стрекоза Муравью? 
* Прочитайте, что посоветовал Стрекозе Муравей?
— Теперь я буду читать басню, а вы следите за моим чтением и на мое молчание продолжайте чтение.

 

Игра «Придумай слова»
—   Надо придумать слова, которые характерны для  главных героев (запись слов  на доске)

Стрекоза    Муравей
Весёлая, радостная, танцующая
Легкая, воздушная, счастлива
Довольная, сытая, бездомная
Продрогшая, голодная
Несчастная, озябшая
Печальная, грустная, просящая
Недовольная, обиженная, одинокая     Трудолюбивый
Заботливый
Думающий о завтрашнем дне
Работящий
Справедливый
Добросовестный 
Мудрый

— А теперь прочитайте, какая же Стрекоза? А какой Муравей? На кого бы вы хотели быть похожими и почему?

Игра «Говорим комплементы»
— Обратите внимание на выставку рисунков. Какого красивого петуха нарисовала Юля!
— А из какой  баски он к нам пришел? («Кукушка и Петух»)
— Давайте послушаем, о чем ведут разговор герои этой басни (чтение басни по ролям)
— Все любят, когда нас хвалят, говорят ласковые, добрые слова. Но эти слова  должны быть искренними и правдивыми. Оглянитесь вокруг, кого бы вы хотели похвалить и за что.  (Дети говорят комплементы друг другу, обосновывая их)
— Не только внешне могут нравиться люди за красивую одежду, причёску, но вы правильно отметили такие хорошие черты как доброта, щедрость, надёжность, воспитанность. Вы не похожи на Петуха и Кукушку, ваши добрые слова шли от самого сердца .

Игра «Найди пару»
— Возьмите карточку, прочитайте слова, отгадайте персонажа басни и постарайтесь найти пару, второго персонажа басни 

Волк и Ягненок
Злой, жестокий, страшный    Робкий, маленький, беззащитный
Ворона и Лисица
Наивная, глупая, черная     Хитрая, лукавая, рыжая
Стрекоза и Муравей
Беззаботная, веселая, поющая     Трудолюбивый, запасливый, заботливый
Зеркало и Обезьяна
Серьёзный, рассудительный, умный (медведь)    Весёлая, задорная, любит шутить
 И т. п. 

Итог занятия:
— Вот и подошла к концу наша выставка.  Но с творчеством Ивана Андреевича  Крылова вы будете продолжать знакомиться в школе. И его произведения будут помогать вам в жизни, будут учить хорошему, подсказывать, как нужно поступить в том,  или ином случае. Ведь вы не хотите быть похожими на Мартышку, Волка, Обезьяну? 

 

 

Рахмет ретінде астында тұрған жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!


Рахмет ретінде жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!