Баяндама: Работа с одарёнными детьми в начальной школе
Казахстан. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не
удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они
читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных
областях знаний. Поэтому так важно именно в начальной школе выявить всех, кто
интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их
планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь
наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую
очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации,
именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере
жизни. Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить
рост его способностей – это особо важная задача обучения одаренных детей.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы,
исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Выявление одаренных детей не
одноразовое мероприятие, а длительный процесс. Оно должно начинаться уже в
начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей,
речи, памяти, логического мышления.
Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске
ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются
хорошей памятью.
На уроках используются следующие виды деятельности:
проблемно-развивающее обучение;
работа в малых группах;
проектно-исследовательская деятельность;
информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения
познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты,
презентации, тренажёры)
творческие и нестандартные задания.
Выявлять и развивать одаренных учащихся можно через факультативы, кружки,
конкурсы, общественные смотры знаний, клубы знатоков, публикации лучших
творческих работ. Одаренные дети привлекаются к участию в различных конкурсах, при
подготовке научных проектов, к участию в школьных олимпиадах. В учебной
деятельности работа с одаренными детьми основывается на дифференцированном
подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства
предмета. В своей работе я использую следующие формы работы с одаренными детьми:
урочная деятельность;
школьные декады;
театрализованные праздники;
интеллектуальные марафоны;
творческие мастерские;
олимпиады;
научно-практические конференции
Основным методом развития интеллектуальных способностей на уроках было и
остается — решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной
сложности. Например:
Загадки для умников и умниц.
I В каких словах спрятались сразу две ноты? {Помидор, фасоль.)
2. «Сыщик». В какие слова спрятался вор? (Ворона, ворота, Воронеж,поворот,
жаворонок, воротник, Воркута, творог.)
3. В какие слова залетела оса 1 ? (Осадки, посадка, коса, роса.)
4. Составь по три слова с нотами:
до (дорога, дома, коридор, помидор, долина, домино и т.д.);
ре (река, ремень, ребенок, ребус, корень, варенье и т.д.);
ми (мираж, миля, минута, Миша и т.д.);
фа (фасоль, фаянс, фабрика, фантазия, фамилия и т.д.)
соль (сольдо, фасоль, рассольник, соль-феджио,и т.д.);
ля (оляпка, канделябры, телята, маслята, лягушка,коляска, солянка и т.д.);
си (сирень, сироп, синева, косилка и т.д.).
Загадки-шутки
1. Какую ноту любит осьминог? (Ми). Удод? (До) Телята? (Ля) Фазан?
(Фа) Оляпка? (Ля) Синица? (Си) Лоси? (Си)
2. Что исполнил соловей? (Соло)
На уроках дети учатся рассуждать, выражать свои мысли не только устно, но и
письменно. На уроках литературного чтения ребята сами становятся авторами,
сочиняют прекрасные сказки, рассказы, в которых делятся своими мыслями.
Уже со 2 класса мои ученики участвуют сначала в школьной научной конференции, а
потом в городской. Большую работу над научно-исследовательским проектом провел
Маглели Илья . Тема его исследовательской работы была: «История переселения
болгарского народа в Казахстан». Работая над проектом ученик узнал много
интересного из истории своего народа: причины переселения болгар, национальные
традиции, обычаи. Работа Ильи была отмечена грамотой на республиканском конкурсе
научно-исследовательских проектов «Зерде».
Неотъемлемой частью нашей работы с одарёнными детьми являются предметные
недели. Каждый ребёнок может проявить свои способности в любой научной области.
Дети пробуют создавать предметные газеты, сами составляют кроссворды,
придумывают загадки, ребусы.
Например:
Серый, а не волк,
Длинноухий, а не заяц,
С копытами, а не конь. (ослик)
Рыжая, а не белка,
Питается мышами, а не сова,
Хищник, а не волк. (лиса)
С усами, а не лиса,
Линяет, а не собака,
С хвостом, а не мышь. (кошка)
Важнейшей формой работы с одаренными обучающимися являются школьные
олимпиады. Наиболее активные ребята участвуют в интеллектуальных конкурсах и
олимпиадах — таких как, «Русский медвежонок», «Акбота», «Кенгуру». Они
способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и
развитию образовательных потребностей личности.
Участвуя в таких мероприятиях, мои ученики показали такие результаты:
— Республиканский интеллектуальный марафон «Акбота»: 2010-2011уч.г.
Шуренова Д.- 2 место, Маглели И.- 2 место, 2011-2012уч.г. Ильясова Д. – 2 место.
— Международный математический конкурс «Кенгуру»: 2011-2012 уч.г. Сарашова К.-
2 место, Ильясова Д. – 2 место.
— Конкурс сочинений в рамках «Познавательной недели» : 2010-2011уч.г. Тоноян Э.-
1 место, Абдуллин А.- 2 место.
— Республиканский конкурс проектов «Зерде»: 2011-2012 уч.г. Маглели И. – проект
отмечен грамотой.
— Городской конкурс научно-исследовательских проектов: 2011 — 2012 уч.г.
Маглели И. – награжден грамотой в номинации «Юный исследователь»
Во внеурочной деятельности, также особой формой работы с одаренными детьми,
являются театрализованные праздники.
В них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности,
непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки,
разрабатывая сценарии постановок, развить способности к художественному чтению
и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки
в викторинах и литературных рингах.
Во внеурочное время у наших детей есть возможность как в школе, так и в других
местах дополнительного образования заниматься в кружках по интересам. На базе
нашей школы работают кружки разного направления, где у ребят есть возможность
проявить свои способности. Из 20 учеников моего 1 «В» класса всего 2 ребенка не
посещают школьные кружки, но они посещают другие места дополнительного
образования. Исходя из своих наблюдений и результатов диагностики, могу сказать, что
в уже 1 «в» классе на данный период обучения определилось несколько детей более
способных к тем или иным областям знаний.
Таким образом, мы видим, что обучение детей по развивающим программам и
систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления способствует
развитию гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности
мышления; формированию речевых умений, образной креативности; развитию
познавательных интересов обучающихся. Кроме этого, занятия в кружках формируют
положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у
детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять
одарённых детей и детей с потенциальными признаками одарённости.