Баяндама: Использование новых информационных технологий на уроках математики
профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные
решения, умеющие творчески мыслить. Правительство нашей страны в лице президента
Н.А.Назарбаева указало, что одним из приоритетов развития Республики Казахстан является
образование, причём качественное образование. Основной целью информатизации системы
образования в нашей стране является создание единой образовательной информационной
среды в Республике Казахстан, позволяющей на основе использования новых
информационных технологий повысить качество казахстанского образования, обеспечить
равные возможности гражданам на получение образования всех уровней и ступеней, а также
интегрировать информационное пространство Республики Казахстан в мировое
образовательное пространство.
Информационное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны
формировать и использовать информационные ресурсы, справляться с постоянно
возрастающим потоком информации из внутренних и внешних источников так, чтобы
принимать эффективные решения и успешно выполнять определенные профессиональные
функции.
Современное состояние общества, предъявляют все более высокие требования к
уровню знаний и умений выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню
представляемой и обрабатываемой информации. Внедрение современных технологий в
образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества
обучения учащихся. Новые информационные технологии и программные средства способны
помочь нам более эффективно решать следующие задачи:
•стимулирование самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие
развитию их личности;
•организация индивидуального обучения школьников;
•наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее
способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.
Для решения этих задач в нашей школе используются новые информационные
технологии в преподавании учебных предметов. Использование информационных и
коммуникационных технологий позволяет более эффективно и гибко работать с учебным
материалом и переходить на новые методы обучения. Не каждый из выпускников школы
станет профессионалом в области информационных технологий, но все они должны
обладать глубокими знаниями и успешно применять их в своей дальнейшей деятельности.
Возможности школьного компьютерного класса позволяют обеспечить доступ
учащихся к овладению информационными технологиями, позволяют активно использовать
Интернет для самостоятельной работы и участвовать в дистанционном обучении.
Мы, учителя, применяя новые информационные технологии, формируем свою
информационную, коммуникационную компетентность. Используя новые информационные
технологии, педагоги учатся применять цифровые образовательные ресурсы, Интернет, что
позволяет использовать в процессе проведения уроков дополнительные возможности.
Применение интернет-технологий дает возможность накопить и обобщить интересный
педагогический опыт, сформировать «методические копилки» как в области традиционной
педагогики, так и в области инновационных компьютерных технологий.
Многие учителя прошли обучение и овладели навыками работы на компьютере по
программе «Снижение информационного неравенства в Республике Казахстан». Огромное
желание учеников, педагогического коллектива повышать качество образования, выход в
Интернет, использование обучающих программ — это ресурсы для эффективного
использования новых информационных технологий.
Цели, задачи и принципы использования новых информационных технологий.
Использование новых информационных технологий ориентировано на достижение
взаимосвязанных между собой целей:
•создание единой информационной образовательной среды школы;
•внедрение информационных технологий в образовательный процесс;
•повышение компьютерной грамотности учащихся и педагогов.
Использование новых информационных технологий направлено на создание условий
для системного внедрения и активного использования информационных технологий в работе
школы. В ходе использования новых информационных технологий предполагается решение
следующих групп задач:
•для учителей;
•для учащихся;
Задачи для учителей:
•использование современных методов преподавания, облегчающих общение с
учащимися;
•своевременное и адресное распространение учебных материалов;
•использование информационных технологий для проверки работ и выставления
оценок;
•реализация дифференцированного подхода к обучению различных категорий
учащихся;
•получение доступа к специализированным учебным материалам;
•использование материалов в различных форматах (PowerPoint,Word, Excel, web-
страницы, ActvStudio);
•использование электронных учебных материалов и проверочных заданий к ним;
•создание новой практики обучения и внеучебных форм образования.
Задачи для учащихся:
•освоение новых областей знаний и приобретение новых навыков для успешной сдачи
ЕНТ;
•получение интересных и актуальных материалов.
Основные принципы использования информационных технологий:
•Принцип участия:
привлечение всех участников образовательного процесса к непосредственному и
сознательному участию в целенаправленной деятельности по внедрению информационных
технологий
•Принцип гарантий:
реализация конституционных прав детей на получение качественного образования,
выполнение государственных гарантий на повышение информационной культуры всех
участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты использование новых информационных технологий
1.Рост компьютерной грамотности учащихся, обеспечивающий повышение качества
образования.
2.Повышение качества преподавания и знаний учащихся, способствующее успешной
сдаче ЕНТ.
3.Увеличение количества педагогов, владеющих новыми информационными
технологиями.
4.Создание системы регулярной консультационной поддержки педагогов в области
применения информационных технологий в образовательном процессе.
5.Обеспечение равных образовательных возможностей для всех учащихся.
Применение новых информационных технологий на уроках математики
Исторически сложилось так, что в первую очередь внедрение компьютерной техники
шло в области математики и естественной науки, промышленности высоких технологий.
В основе развития современной школы лежат следующие методы обучения:
•личностно ориентированный;
•дифференцированный;
•модульный;
•проектный;
•интегрированный с другими предметами.
Информатика как нельзя лучше отвечает этим требованиям: она обеспечивает
межпредметные связи, соотношение целей и содержания, прикладную направленность,
позволяет использовать современные образовательные технологии, поэтому необходимо
развивать у детей устойчивый интерес к предмету.
Применение компьютерных технологий в проведении уроков информатики:
• использование мультимедийных презентаций.
•использование мультимедийных цифровых ресурсов;
• использование Интернета на уроках и во внеурочное время.
• использование наглядности на уроках.
В преподавании математики выделила следующие способы применения компьютерной
техники на уроках:
•демонстрационные программы;
•обучающие программы;
•программные средства тестирования и контроля уровня знаний;
•информационно-справочные системы;
•интеллектуальные обучающие системы — электронные учебники.
•подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные
работы, дидактические карточки для индивидуальной работы);
•мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации,
флипчарты, учебные видеоролики);
•интерактивное обучение в индивидуальном режиме;
•обработка учащимися статистических данных (построение таблиц, графиков);
•использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов.
Мультимедиа уроки по математике представляют собой электронные учебные пособия,
содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины.
Предназначены для изучения математики в соответствии с государственным стандартом
образования Республики Казахстан. Включают все виды учебной деятельности: получение
информации, практические занятия, аттестацию. Нацелены на поддержку работы и
расширение возможностей учителя, самостоятельную работу учеников. Они позволяют
учителям в процессе обучения использовать как разнообразные методы обучения
(информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный, эвристический,
исследовательский), так и все формы обучения.
На уроке может быть организован как отдельный этап с пользованием компьютерных
средств, так и возможно проведение полностью компьютеризированного урока, с
соблюдением существующих норм времени работы за компьютером.
В нашей школе, кабинет информатики, кабинеты с интерактивным оборудованием
соединены в локальную учебную сеть. Локальная сеть представляет собой набор
компьютеров, периферийных устройств (принтеров и т. п.) и коммутационных устройств,
соединенных кабелями.
Сеть позволяет быстро загрузить новую программу на все компьютеры, подключить
каждый компьютер к глобальной сети, упрощает доступ к общим базам данных и многое
другое.
Всемирная паутина является наиболее известным и признанным средством доступа к
информационным ресурсам Интернета. Сейчас Интернет широко используется в нашей
школе. Это в первую очередь предоставление учащимся доступа в сеть для их
самообразования, поиска необходимых материалов для подготовки к урокам. Возможность
для учителей и учащихся обучаться, участвовать в конкурсах, олимпиадах дистанционно.
Важное значение имеет наличие в школе современного интерактивного
оборудования. Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко
структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями улучшает
способ подачи материала. Благодаря разнообразию материалов, которые можно
использовать на интерактивной доске учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи.
Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал. Учитель может по-
разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать
объекты, работать с цветом, — при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут
самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание
учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как
продолжить работу. Но важно понимать, что этот эффективность работы с доской во многом
зависит от самого учителя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.
Обучение с помощью интерактивной доски гораздо эффективнее обучения только с
компьютером и проектором, поскольку имеет ряд преимуществ:
обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет
использования веб-сайтов и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи поверх
любых приложений и веб-ресурсов, сохранять и распечатывать изображения на доске,
включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;
развитие мотивации учащихся благодаря разнообразному увлекательному и
динамичному использованию ресурсов;
предоставление больших возможностей для участия в коллективной работе, развития
личных и социальных навыков;
использование различных стилей обучения (учитель может обращаться к
всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям);
обеспечение хорошего темпа урока;
предоставление возможности сохранения использованных файлов в школьной сети
для организации повторения изученного материала;
упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;
обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов,
обмена материалами друг с другом;
стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых
подходов к обучению.
В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к
знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это
знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и
способствует использование в процессе обучения интерактивной доски.
Интеграция всех возможностей компьютерных технологий в образовании помогают
стимулировать познавательную деятельность, творческую инициативу, активную позицию
учащихся по отношению к себе и к своему образованию.
К тому же, интерактивное оборудование делает средства презентационной графики
обязательным инструментом при подготовке и проведении уроков, выступлений учителей и
учащихся. Использование интерактивного оборудования дает возможность участвовать в
интерактивных уроках, педсоветах, семинарах, конференциях, лекциях и т.д. Расширяет
возможность общения, знакомства с опытом работы образовательных организаций всех
регионов Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья.
Компьютеры и информационно-коммуникационные технологии являются очень
эффективной поддержкой при обучении и приобретении знаний в школе. Вместо того чтобы
использовать возможности компьютерных технологий для распространения информации,
компьютеры должны использоваться во всех областях знаний в качестве инструментов,
помогающих обучаемым, вдумчиво и критически осмысливать представления, которые они
изучают. Использование компьютера в качестве средства обучения путем применения
прикладных программ в качестве формализмов представления знаний способствует более
быстрому и более полному усвоению материала. В настоящее время во всех школах есть
компьютерные классы, есть возможность проводить уроки с применением новых
информационных технологий.
Применение компьютера позволяет уплотнить урок, повысить познавательную
активность учащихся, активизировать интерес к предмету.