Алдар-Косе в гостях у ребят
Тема: Алдар-Косе в гостях
Цель:
1) Закрепить знания о жанрах художественной литературы, в частности о сказках, их разновидностях;
2) Закрепить умение отгадывать сказки и их главных героев;
3) Учить пересказывать сказку по картинкам и показать по ролям, пользуясь только жестами и мимикой;
4) Вспомнить пословицы, подходящие по смыслу к изучаемой сказке на русском и казахском языках;
5) Научить сравнивать сказки по диаграмме Венна;
6) Прививать интерес к чтению;
7) Развивать речь и пополнять словарный запас детей.
Материал: Сказки «Каша из топора» и «Хитрый Алдар-Косе» в слайдовом варианте, атрибуты для сказки «Каша из топора»: топор, крупа, масло, деревянная ложка, макет очага , диаграмма Венна на плакате, аудиозапись сказки «Хитрый Алдар-Косе», аудиозапись «Кюи» для входа героя .
Ход занятия:
I Орг. Момент
II. Ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие: мы покажем свои знания по художественной литературе, используя нетрадиционные формы работы, будем учиться передавать сюжет при помощи жестов и мимики, вспомним все то, что мы проходили уже на занятиях по ознакомлению с детской художественной литературой, а также научимся сравнивать разные сказки по диаграмме Венна.
— Для начала давайте вспомним, в какой республике мы живем? Казахстан
— Какие народы живут у нас в Республике? Казахи, русские, узбеки, корейцы, турки, украинцы….
— А как называются сказки этих народов? Казахские, русские, узбекские, корейские, турецкие, украинские….
Мы знаем, что в худ. лит-ре есть разные жанры. Назовите мне, какие? Басня, стих, песня, рассказ, сказка
— А на какие бывают сказки? Бытовые, волшебные, о животных
— Чем отличаются эти сказки друг от друга? Содержанием
— Что происходит в волшебных сказках? Выдуманные герои, волшебство, превращение
— Что в бытовых? Жизнь людей. Их быт, их характеры и поступки
— А что в сказках о животных? Главными героями являются животные
— Назовите мне сказки, которые вы знаете, какие они?
III Отгадывание сказок в форме загадок
1. Не лежалось на окошке, 2. Больных зверей он исцелил
Покатился по дорожке.(колобок) И Бармалея победил.(Айболит)
3. На крыше дома он живет, 4. Мы дружно, весело живем
Человечек – вертолет (Карлсон) И терпеливо маму ждем.
Она нам песенку споет,
Накормит, молока нальет.
(Семеро козлят) 5. Ничего малыш не знает, 6. Мальчик в джунглях очутился,
Небылицы сочиняет. И с волками подружился,
А одет, как попугай, И с медведем, и с пантерой,
Его имя отгадай . (Незнайка) Вырос сильным он и смелым.
(Маугли)
7. Я появилась из цветочка, 8. На королевской дочери
Всего лишь дюйм была росточком, Хозяина женил
На мне хотел жениться крот, Тот кот, что людоеда,
А ласточка взяла в полет. (Дюймовочка) Как мышку проглотил. ( Кот
в сапогах)
— А как начинаются и заканчиваются все народные сказки?
IV. Работа по картинкам – слайдам «Каша из топора»
1) Рассказывание содержания поочередно
2) обсуждение:
-Какая это сказка? Бытовая
— Почему? Рассказывается о быте людей и высмеивается жадность, а прославляется ум и смекалку
-Кто главные герои? Солдат и бабка
— Давайте охарактеризуем их:
Бабка – жадная, хитрая, скупая
Солдат – умный, находчивый, сообразительный, жизнерадостный
— Кто вам больше понравился?
V. Показ сказки жестами и мимикой (двое детей работают, остальные смотрят и исправляют неточности)
VI. Пословицы
Ребята, а какие пословицы можно подобрать в этой сказке:
Догадка не хуже разума.
Сметка дороже богатства.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
VII. Физкультминутка – игра «Летает не летает» на русском и казахском языках
VIII. Сюрпризный момент: появление героя Алдара-Косе
XI. Прослушивание аудиозаписи сказки «Хитрый Алдар-Косе»
X. Беседа
— К какому жанру относится эта сказка? Бытовые
— Почему? Рассказывается о быте людей и высмеивается жадность, а прославляется ум и смекалку
— Сколько героев? 2
-Кто главные герои? Алдар-Косе и бай
— Давайте охарактеризуем их:
Бай – жадный, глупый, скупой
Алдар-Косе – умный, находчивый, сообразительный, жизнерадостный
— Кто вам больше понравился?
XI. Диаграмма Венна
А давайте сравним эти две сказки по диаграмме Венна
Молодцы, ребята. Какая сказка вам больше понравилась? Почему?
XII. Итоги:
— Какие сказки мы сегодня вспомнили и прослушали?
— О чем они? Чем похожи? Кто главные герои? А вспомните, чем мы сегодня занимались?
Рахмет ретінде астында тұрған жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!