Ұстаз тілегі сайтында материал жариялап тегін сертификат, алғыс хат және құрмет грамотасын алуға болады. Ол үшін сайтқа тіркеліп материал жариялау керек. Сайт бойынша барлық сұрақтарды 8-778-389-9292 номеріне ватсап арқылы қоюға болады
Организация учебно-методической работы в МКШ в условиях обновления содержания образования.
Автор: Грунина Ирина Григорьевна
Бағыты: Завучтарға Бөлімі: Семинарлар Сыныбы: Басқа
Жарияланған уақыты: 2018-12-26
Материал туралы қысқаша түсінік
Материал для молодых заместителей директоров по УВР в МКШ
Интеграция Республики Казахстан в мировое образовательное пространство обозначила необходимость обновления национальной системы образования, успешность которого определяется президентом страны Н.А.Назарбаевым «одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса».Президент страны указывает, что «модернизация системы образования в Казахстане целесообразна по трем главным направлениям:1) оптимизация образовательных учреждений;2) модернизация учебно-воспитательного процесса;3) повышение эффективности и доступности образовательных услуг» На образование возлагается ответственность в создании образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности обучающегося, обладающего основами следующих навыков широкого спектра:функционального и творческого применения знаний;критического мышления;проведения исследовательских работ;использования информационно-коммуникационных технологий;применения различных способов коммуникации, в том числе языковых навыков;умения работать в группе и индивидуально.Для Республики Казахстан, где 56,5% от общего числа школ страны составляют малокомплектные школы, определение эффективных путей совершенствования управления педагогическим процессом в специфических условиях малокомплектной школы, в связи с обновлением содержания образования, приобретает особую актуальность.Несмотря на выделяемые специфические трудности малокомплектной школы, учителю подобной организации образования в соответствии с требованиями обновления содержания образования легче осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, реализовывать практическую направленность учебной деятельности учащихся, включать их в общение с педагогом и одноклассниками. Это позволит успешно организовывать учебный процесс в начальных классах малокомплектной школы в соответствии с требованиями нового стандарта начального образования. Главными отличительными чертами обучения в малокомплектной начальной школе станут:- мотивационный аспект и самостоятельный характер обучения;- активная позиция ученика;- коллаборативное обучение, участие старших в обучении младших; - личностно-ориентированный подход и дифференциация;- применение коммуникативного подхода, направленного на развитие навыков по четырем видам речевой деятельности;- прочное усвоение предметных знаний, умений и навыков без потери их практикоориентированности;- участие учащихся в управлении учебным процессом и оценивании учебных достижений. В законе РК «Об образовании» малокомплектная школа рассматривается как общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий. Особенность учебного процесса МКШ состоит в том, что он организуется в соответствии с учетом разновозрастного обучения учащихся в классах -комплектах. Разновозрастное обучение – совместная деятельность детей разного возраста, направленная на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач.Разновозрастное обучение строится на таких принципах организации занятий в разновозрастных группах, как:Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста требует:определения общих для всех классов задач и конкретизации задач для каждой возрастной группы; отбора в содержании материала знаний и умений, которые доступны всем детям, могут осваиваться одновременно учащимися всех возрастных групп; подбора соответствующих общему содержанию способов учебной работы учащихся разного возраста; выделения, с одной стороны, тех вопросов в изучаемом материале, которые непосильны для младших, но должны быть усвоены старшими, с другой – необходимых для изучения или закрепления младшими и уже непривлекательных для старших; отбора групповых и индивидуальных форм занятий для каждого класса с учетом специфики содержания учебного материала. Принцип педагогизации учебной деятельности детей заключается в обеспечении подготовки учащихся более старшего возраста в качестве организаторов учебного занятия – им делегируется ряд педагогических функций, например, проверка домашнего задания.Принцип взаимообучения основан на овладении знаниями, умениями и навыками, способами деятельности и отношениями в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга: каждый учащийся как член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища.Принцип регулирования взаимодействия учащихся разного возраста предполагает использование учителем различных форм и методов организации разновозрастного сотрудничества.Принцип обеспечения психологической защищенности ребенка требует учета при формировании разновозрастных групп возрастных особенностей, межличностных отношений учащихся, их психологической совместимости, способности и готовности к отстаиванию независимости своей позиции. Принцип оптимальности возрастного диапазона состава учащихся на учебном занятии предполагает принятие учителем решения о целесообразности объединения учащихся того или иного возраста. Согласно Типовым правилам деятельности по видам общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего образования), в МКШ:при совмещении и объединении классов в один класс-комплект число разновозрастных обучающихся не должно превышать 10 человек;наполняемость классов допускается от 3-10 человек и более;при объединении трех или четырех классов применяется скользящий график организации учебных занятий;не допускается совмещенное обучение обучающихся первого класса и выпускных классов;при применении методик разновозрастного обучения допускаются совмещения второго и третьего классов; третьего и четвертого классов или второго и четвертого классов; пятого и шестого классов, шестого и седьмого классов; седьмого и восьмого классов.Разновозрастное обучение организуется в следующих вариантах:постоянно на всех уроках по всем предметам;постоянно на уроках технологии, физической культуры, художественного труда, музыки в разновозрастных группах;систематически при совпадении содержания учебного материала в разных классах (однотемные уроки):полное совпадение содержания учебного материала. Например, математика 2 и 3 класс – тема «Единицы массы»; частичное совпадение содержания материала, когда в разных классах лишь отдельные вопросы связаны между собой. Например, «Познание мира» 2 класс раздел «Жизнедеятельность растений» и 4 класс «Растительный и животный мир Казахстана»;содержание разное, но тема, изучаемая младшими, является базой для изучения материала старшими. Например, математика 3 класс тема «Объем» является основой для изучения темы «Объем прямоугольного параллелепипеда».Так как многие темы в начальной школе повторяются на разном уровне, рекомендуется планировать учебный процесс так, чтобы уроки по этим темам проводились одновременно во всех классах: часть времени на таких уроках может быть использована для рассказа, беседы, демонстрации опыта, картин, таблиц, рассчитанных на учащихся всех классов, а в течение остального времени ученики каждого класса работают над отдельными заданиями.4) периодически как запланированные, как необычная форма урока и т.п.Если учитель выбирает организацию разновозрастного обучения на всех этапах урока, то рекомендуется составление однопредметного расписания.На уроке разновозрастное взаимодействие возможно организовать:на всех этапах урока;Например, можно рекомендовать следующие виды работ в разновозрастном классе МКШ в зависимости от этапа.Виды работ в разновозрастном классе МКШ
| № | Этап | Виды работ |
| актуализация знаний, мотивация деятельности | взаимопроверка домашнего задания, опрос, совместная работа по «Дневнику наблюдения» | |
| усвоение нового материала | чтение и анализ текста учебника, проведение исследовательских и практических работ | |
| закрепление | ответы на взаимные вопросы, совместное выполнение заданий по изученной теме, творческой работы, закрепление и применение изученного | |
| подведение итогов | анализ и самоанализ совместной деятельности учащихся, выставление оценок (самооценка и взаимооценка), совместная помощь учащихся в разъяснении этапов подготовки и выполнения домашнего задания |
| День недели | № урока | 2 класс | 3 класс |
| Понедельник | 1 | Математика | Математика |
| 2 | Русский язык | Русский язык | |
| 3 | Самопознание | Самопознание | |
| 4 | Физическая культура | Физическая культура | |
| 5 | Развитие речи | Развитие речи | |
| Вторник | 1 | Русский язык | Русский язык |
| 2 | Математика | Математика | |
| 3 | Литературное чтение | Литературное чтение | |
| 4 | Казахский язык | Казахский язык | |
| 5 | Информатика | Информатика | |
| Познание мира | |||
| Среда | 1 | Математика | Математика |
| 2 | Естествознание | Естествознание | |
| 3 | Художественный труд | Художественный труд | |
| 4 | Английский язык | Английский язык | |
| 5 | Физическая культура | Физическая культура | |
| 6 | Казахский язык | Казахский язык | |
| Четверг | 1 | Русский язык | Русский язык |
| 2 | Математика | Математика | |
| 3 | Английский язык | Английский язык | |
| 4 | Музыка | Музыка | |
| 5 | Логика | Логика | |
| 6 | Литературное чтение | Литературное чтение | |
| Пятница | 1 | ---------------------------- | Математика |
| 2 | Русский язык | Русский язык | |
| 3 | Казахский язык | Казахский язык | |
| 4 | Физическая культура | Физическая культура | |
| 5 | Литературное чтение | Литературное чтение | |
| 6 | -------------------------------- | Естествознание |
Вариант расписания для 2-3 классов МКШ
| День недели | № урока | II класс | III класс |
| Понедельник | 1 | Математика | - |
| 2 | Русский язык | - | |
| 3 | Развитие речи | Развитие речи | |
| 4 | Самопознание | Самопознание | |
| 5 | Физическая культура | Физическая культура | |
| 6 | - | Русский язык | |
| 7 | - | Математика | |
| Вторник | 1 | Русский язык | - |
| 2 | Математика | - | |
| 3 | Литературное чтение | Литературное чтение | |
| 4 | Казахский язык | Казахский язык | |
| 5 | Информатика | Информатика | |
| 6 | Познание мира | Познание мира | |
| 7 | - | Русский язык | |
| 8 | - | Математика | |
| Среда | 1 | Математика | - |
| 2 | Казахский язык | - | |
| 3 | Естествознание | Естествознание | |
| 4 | Художественный труд | Художественный труд | |
| 5 | Английский язык | Английский язык | |
| 6 | Физическая культура | Физическая культура | |
| 7 | - | Математика | |
| 8 | - | Казахский язык | |
| Четверг | 1 | Русский язык | - |
| 2 | Математика | - | |
| 3 | Литературное чтение | Литературное чтение | |
| 4 | Музыка | Музыка | |
| 5 | Логика | Логика | |
| 6 | Английский язык | Английский язык | |
| 7 | - | Русский язык | |
| 8 | - | Математика | |
| Пятница | 1 | Русский язык | - |
| 2 | Казахский язык | - | |
| 3 | Литературное чтение | Литературное чтение | |
| 4 | Физическая культура | Физическая культура | |
| 5 | Естествознание | Математика | |
| 6 | - | Русский язык |
Примерная форма календарно-тематического плана учителя при планировании однотемных уроков может включать синтезированную деятельность двух классов.Примерная форма календарно-тематического плана
| Дата | № урока | Содержание образования класса Х | Содержание образования класса У | |
| Синтезированная деятельность | ||||
| № урока | Название темы раздела, параграфа | Название темы раздела, параграфа | Датапроведения урока |
| Имя прилагательное | |||
| Роль имени прилагательного в речи | |||
| Развитие речи: описание природы | |||
| Изменение прилагательных по родам | |||
| Изменение прилагательных по родам | Изменение прилагательных по числам | ||
| Изменение прилагательных по числам | Изменение имен прилагательных по падежам | ||
| Изменение прилагательных по числам | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода | ||
| Развитие речи: описание животного | Склонение имен прилагательных женского рода |
| Тема урока для класса хЦель урокаЗадачи урокаОборудование | Тема урока для класса уЦель урокаЗадачи урокаОборудование |
| Время | Класс Х | Класс У | ||
| Деятельность учителя (ДУ) | Деятельность учеников (Ду) | Деятельность учителя (ДУ) | Деятельность учеников (Ду) |
Вариант 2 схемы плана-конспекта урока в МКШ.Тема урока: класс Х ___________________________ класс У ____________________________Цель урока: класс Х ____________________________ класс У ____________________________Тип урока __________________________________Оборудование ________________________________
| Этап урока | Класс Х | Класс У | Дозировка временина каждый вид деятельности |
| Вводно-мотивационный | Постановка целей урока, составление плана работы | 1-2 мин | |
| Основной этап | Работа с учителем по изучению нового материала | Самостоятельная работа учащихся по подготовке к восприятию нового материала | 10 мин |
| Самостоятельная работа учащихся по первичному закреплению материала | Работа с учителем по изучению нового материала. Первичное закрепление | 15 мин | |
| И т.д. | 10 мин | ||
| Рефлексивный | Коллективная рефлексия целей урокаОрганизация домашнего задания | 3 мин |
При планировании урока в условиях обновления рекомендуется соблюдение 3 этапов. Первый этап – введение в урок – включает активное, мотивирующее задание для вывода на тему урока, совместная с детьми постановка цели урока, знакомство с содержанием занятия.Активное начало может обеспечить проблемная ситуация, интерактивный метод, игра. На втором этапе требуется объяснение ключевых моментов, связь с предыдущим материалом, выполнение заданий самостоятельно и в совместной деятельности с учителем, индивидуально, в парах, группах, дифференциация, анализ занятия в процессе продвижения.Цель обучения формулируется как определенный результат. Задания подбираются под сформулированный результат. Оценивание включает наблюдение за деятельностью учащихся, рефлексию, обратную связь. На третьем этапе – завершение – связь с целями занятия и тем, что будет сделано дальше, обобщение изученного, оценка работы. Заключение. В условиях изменений в казахстанской системе образования малокомплектная школа остается в зоне особого внимания. Безальтернативность образовательного процесса, недостаточное оснащение школ современным оборудованием, разновозрастное объединение детей в классы-комплекты затрудняют достижения высокого качества обучения в МКШ.Вместе с тем, слабые стороны МКШ можно превратить в возможности:малая численность учащихся позволяет учитывать их индивидуальные особенности и создавать благоприятные условия для личностного развития, дифференциации, выстраивания индивидуальных учебных траекторий, обеспечения охраны их здоровья; совместное обучение учащихся разных классов дает основания для развития коммуникативных навыков, сотрудничества, организации продуктивной работы учащихся в малых разновозрастных группах, в связи с чем обучение приобретает деятельностный характер и акцентируется развитие практических навыков;проведение однотемных уроков делает возможным поэтапное наращивание предметных знаний и навыков, обеспечивающее глубину и сложность содержания учебных предметов с учетом возрастных возможностей обучающихся;превалирование самостоятельной работы обеспечивает развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.Таким образом, в МКШ осуществимо овладение учащимися навыками широкого спектра, несмотря на слабую обеспеченность подобной организации образования ресурсами. Главным ресурсом становится учитель, организующий учебный процесс в начальных классах МКШ в соответствии с такими подходами, как:поощрение активного обучения, развития навыков критического мышления;организация деятельности учащихся с использованием практического применения полученных знаний; организация индивидуальной, групповой деятельности учащихся, взаимообучение; выслушивание индивидуального мнения учащегося и признание важности использования уже имеющихся знаний; использование индивидуального и дифференцированного подхода; моделирование проблем и примеров стратегий их решения, которые понятны учащимся, проведение исследований детьми;поддержка обучения учащихся посредством «оценивания для обучения» Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих, инициативных людях, которые легко адаптируются к изменяющимся условиям жизни, темпам научного и экономического развития, обладающих потребностью и способностью к самосовершенствованию. Все эти качества в настоящее время способна привить своим обучающимся и малокомплектная школа, в которой педагоги умело используют её специфические особенности и учат детей самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации, перерабатывать её, что является важным условием успешной самореализации человека в будущей взрослой жизни
Литература:1. Назарбаев Н. Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда [Электронный ресурс]. – URL: http://kaznmu.kz/rus/2. Государственный общеобязательный стандарт начального образования [Электронный ресурс]. – URL: http://nis.edu.kz/ru/edurenew/eduinside/3. Среднее образование в Казахстане: состояние и перспективы. Сравнительно-аналитическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013.
Материалды сайттан тегін жүктеу
Материал ұнаса парақшаңызға сақтап қойыңыз!
Өз пікіріңізді қалдыру үшін тіркелу қажет.