Қазақша реферат: Персоналистический дискурс человека |

0






Основополагающие тезисы персоналисткой антропологии акцентированы на содержании понятия «личность». Личность трактуется как сотворенная Богом, а в повседневности — формируемая христианской культурой. По отношению к самой себе и другим людям она представляет независимый центр своей воли и деятельности, поэтому извне воспринимается как самотворящаяся и социальная личность. В трансцендентных отношениях личность устремлена к Богу. «Личность не есть бытие, она — движение бытия к бытию и обретает устойчивость благодаря бытию, к которому устремляется. Самоопределение личности — это не только проекция, но также и восхождение, превосхождение». Личность служит Богу, но всегда ставит перед собой задачи и решает их собственными силами. Ощущение таинства связи с потусторонней действительностью, в различных аспектах, сближает людей в их обыденной жизни,
В персоналистской интерпретации личность обозначается как субъект, способный к безграничному самопознанию и вместе с тем социальный в самой своей сущности, то есть как человек, являющийся самим собой и предрасположенный к «бытию-с», В понимание личности входит персональное присутствие, кажущее и воплощающее её в мире, а также направленность человеческого существования к Богу благодаря которой сохраняется его целостность и свобода творчества[226,224].
Личность — это верующий человек, высший акт которого «заключается в том, чтобы принять страдания и смерть, но не изменить своему человеческому призванию»[ 226, 322]. Ведь, в конечном счёте, «человек создан, для того, чтобы быть прёодолённым. Он находится на открытом пути, за пределами адаптации, за пределами индивидуальной смерти, за пределами приобретенного и преодоленного». В биологической смерти заключена возможность на спасение, поскольку после неё, согласно христианским представлениям, личность возрождается в вечности как дух,
В рассуждениях о самосознании личности Э. Мунье интерпретирует и обогощает известную мысль Картезия. «Я не представляет собой легкое и суверенное на небе идей, но это тяжёлое бытие, которому придает вес лишь тяжелое выражение; «я» есть я — здесь — теперь; надо, пожалуй, утяжелить ещё формулу и сказать я — здесь — теперь — таким образом — среди этих людей с этим прошлым». Самосознание социально по своей природе. Оно представляет собой фундаментальную и значимую, но часть субъекта, а не целостную личность. Различение в человеке способностей, важное с многих позиций, не отменяет, а утверждает принципиальное единство сознания личности. Персона воплощается в жизни во всей своей целостности, то есть в единстве всех своих душевных и телесных качеств.
Духовность представляет собой основу для единства личностей. Непонимание истинных принципов межличностного взаимодействия приводит к тому, что некоторые люди общаются друг с другом, обмениваясь материальными объектами. Углубившись в подобные отношения, они начинают воспринимать себя и других как вещи, поэтому перестают заботиться о своей душе и душе иной личности. Мир предстает перед ними как имеющаяся в наличии совокупность вешей, которыми возможно или необходимо обладать. Как следствие, человек существует в модусе «иметь». Истинная же природа межличностного взаимодействия, с точки зрения персонализма, заключена в духе, изначально представленном в направленности человеческого сознания на социальный мир. Осознав свою духовную определённость, человек переходит в модус «быть»: он персонифицирует себя и всю окружающую его реальность[226,415].
Индивидуальная экзистенция всегда связана с риском, неуверенностью и свободой, поэтому является отрицательной возможностью духовности человека. Иногда она представляет собой причуду природы или её немочь. Персональное существование, не содержащее духовностиЗ, демонстрирует атомарность бытия личности.
Одиночество и растворённость человека в социальной реальности являются временными периодами его существования. Избежать или выйти из них он может, выработав активную персональную позицию по отношению к миру. Сохраняя индивидуальные специфические черты, личность должна быть вовлечена в созидание самой себя и окружающего. Она должна занимать серединное положение между сознательной отрешённостью и полным исчезновением в общественных взаимосвязях. Вовлечённость человека в мир является истинно творческим способом его существования, в котором он может раскрыть свою духовность.
Приближение человека к обществу начинается с осознания им своего неестественного безразличия к другим. Подобное переживание ниже порога социальной жизни, но оно обязательно вызывает в личности стремление быть в обществе. Человек должен приходить в социум как духовная и самодостаточная личность, то есть как осознавшая истинные основы социальности и понявшая своё предопределение персона. Поэтому следующий необходимый шаг человека — осознание своего предназначения. «Личность сама находит свое призвание и сама строит свою судьбу. Никто другой, ни человек, ни коллектив — не может брать на себя этот труд от личности»[226,316].
Первым необходимым со стороны человека действием, направленным навстречу другому, должна стать коммуникация. Общение позволит субъекту преодолеть замкнутость и заинтересоваться судьбой другого человека. Диалог, выстроенный по законам христианской этики, станет исходным основанием для формирования сообщества личностей [226,317]. Общественная деятельность личности сначала направлена не на созидание чего-то внешнего по отношению к ней, а на улучшение себя и только затем уже чего-то иного.
Персона, удостоверяясь в собственном наличии, одновременно открывает присутствие других, так как невозможно непроницаемой стеной отгородить одно сознание от другого. Все люди наделены духовностью, которая их объединяет и проявляется только в совместном бытии, поэтому нельзя сделать чуждым для личности существование другой. Имеющаяся между ними дистанция может мыслиться только как духовная. И «это духовное расстояние, является объединяющим, когда на это согласна наша свобода. И если выдуманная внешняя реальность, этот идол воображения, ненавистна духовной жизни, то реальное взаимодействие существ между собой и с познаваемыми ими объектами является первичным духовным требованием, реальностью, которая обеспечивает их взаимоотношения и самопожертвование друг другу»
Ключевой целью социальной деятельности личности должно быть создание персоналистской цивилизации, которая должна носить отпечаток персональности каждого из её членов. Достичь подобного состояния можно несколькими путями, которые в самом общем плане обозначаемы как реформистский и революционный.
Персоналистская и коммунитарная цивилизация, основанная на духовно-экономических отношениях, может вызреть постепенно в недрах современной цивилизации. Совершенствуя научные, технические и социальные достижения, человечество сможет создать плюралистическое общество. Человеческая собственность сменит капиталистическую, что выразится в справедливом распределении имущества между трудящимися и организаторами производства. Экономика будет нацелена на создание условий для развития личности посредством удовлетворения её потребностей. В социальной сфере наступит бесклассовое общество, лишённое всех форм отчуждения и противоречий. В персоналистской цивилизации будущего развитие каждой личности станет условием становления мира личностей. Созданное на основе разделяемых всеми высших духовных ценностей, коммуникативное сообщество будет представлять собой дружеское общение подлинных личностей[226,326].
Путь резких изменений предполагает дух как основу изменений. Революция — это нечто большее, чем ослепление и пламень, революция — это более глубокое преобразование, чем резкие хаотичные изменения. Основанием революции является Дух как владыка жизни. Возможна массовая революция, но и она состоятельна, только если личностно духовна. Истинная революция начинается в человеке с того момента, когда он выпадает из повседневно уютного мирка и осознаёт своё одиночество в бытии. Человека охватывает обеспокоенность утратой устойчивого» безопасного и упрощённого понимания окружающего мира. Он подвергает сомнению ценности своего существования. Неустроенность подводит индивида к осознанию необходимости изменения своего положения, но первоначально не социально-политического, а духовно-личностного. Человек протестует не против общественного устройства, а против своего участия в насильственном хаосе.
Сущность революции не в борьбе бедных с богатыми, она не есть битва между двумя материальными силами. Угнетение — то, против чего происходит революция, — это не факт социальной жизни.

















Рахмет ретінде жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!