Қазақша реферат: Александр Селезнев |
Александр Владимирович Селезнев — народный артист КазССР, педагог. Его имя вписано в историю становления и развития хореографической школы Казахстана. Родился он 22 ноября 1906 г. в Петербурге, в семье рабочих. Двенадцатилетний мальчик попал на балет Черепнина «Павильон Армиды» и стал беззаветно мечтать о сцене, о том, чтобы танцевать и танцевать, чтобы мир яркого искусства стал ему родным.
А.В.Селезнев обучался балету в частной студии, а затем в 1922 г. получил образование на вечернем отделении Ленинградского хореографического училища. Его педагогами были В.Семенова, Л.Леонтьева, В. Пономарева, А.Ширяева, Е.Вязем. После окончания училища он работал артистом балета в передвижном театре Музыкальной комедии в Московской передвижной опере. А.В.Селезнев гастролировал по городам Поволжья, Украины и Молдавии. В сезон 1930-31 г.г. он танцует в оперном театре им. Чернышевского в городе Саратове, где занимает положение ведущего артиста балета.
С 1931 по 1934 год А.В.Селезнев — артист Академического театра оперы и балета им. Кирова в Ленинграде, а в сезон 1936-1937 г.г. танцует на сцене Большого театра Союза ССР в Москве. Работа А.В.Селезнева на этих двух великих сценах говорит о том, что он вырос до уровня высокопрофессионального артиста балета. При этом его всегда отличало желание учиться и учиться. Поэтому совсем не случайно, что на пике исполнительской карьеры он обучается ещё и на курсах педагогики классического танца в Москве. 1936 год стал для А.В.Селезнева этапным годом, когда в судьбе его произошел резкий, казалось бы, неожиданный скачок. В этом году в Москву приехал Казахский театр оперы и балета им. Абая на первую Декаду Казахского искусства и литературы. Именно в те праздничные весенние дни А.В.Селезнев навсегда отдал сердце казахскому искусству. Он, не задумываясь, принимает приглашение Казахского правительства оказать творческую помощь в деле становления классического балета в республике. А.В.Селезнев оставляет сцену Большого театра и вместе с балетмейстером Леонидом Жуковым приезжает в Алма-Ату. Договор на работу в театре А.В.Селезнев заключил на год, а получилось так, что он остался в Казахстане навсегда. Он — ведущий солист Казахского театра оперы и балета. Лучшие его роли на сцене этого театра: Зигфрид («Лебединое озеро» П.Чайковского, пост. Л.Жукова), Гирей («Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева, пост. Ю.Ковалева), Клод Фролло («Эсмеральда» Ц.Пуни, пост. Д.Абирова), Петр 1 («Медный всадник» Р.Глиэра, пост. Ю.Ковалева), Марцелина и Колен («Тщетная предосторожность» П.Гертеля, пост. А.Селезнева), Мергенбай («Камбар и Назым» В.Великанова, пост. Д.Абирова), Франц («Коппелия» Л.Делиба, пост. Ю.Ковалева), Фернандо (испанское каприччио Римского-Корсакова пост. Ю.Ковалева). Одновременно с исполнительством А.В.Селезнев активно включается в педагогическую работу балетного класса Музхоркомбината (так тогда назывался храм искусств, объединявший музыкальную школу, музыкальное училище, консерваторию и хореографию).
В 1938 году балетное отделение музыкальной школы выделяется в самостоятельное учебное заведение. Первый отчетный концерт училища, организованный А.В.Селезневым, Л.М.Молодяшиным и другими педагогами, прошел 13 июня 1938 г. Были показаны балеты «Шопениана» (хореография М.Фокина), «Половецкие пляски» А.Бородина из оперы «Князь Игорь» (хореография М.Фокина) и концертное отделение. Таким образом, два раза в год в училище проходили отчетные концерты. Все номера ставил А.В.Селезнев, а также сам участвовал в подготовке костюмов и грима. На выпускных концертах учащиеся обязательно танцевали одноактный балет в первом отделении, а во втором шли концертные номера. Почти всегда Александр Владимирович сам исполнял с кем-нибудь из выпускниц классическое адажио.
Преподавание в училище велось по программам Московской и Ленинградской хореографических школ, и поэтому не было никакой скидки на провинциализм на этапе становления, а сразу взята высокая творческая планка.
Творческая жизнь Селезнева продолжалась не только в стенах хореографического училища, но и в качестве солиста на сцене Театра оперы и балета имени Абая. Художественным руководителем АХУ Селезнев пробыл двадцать три года — с того дня, когда первый ученик переступил училищный порог, и до конца своей жизни.
«Александр Владимирович был педагогом, что называется от Бога, влюбленным в свое искусство, знающим его до тонкостей. Прививая своим ученикам высокие традиции Петербургской Академической балетной школы, он работал не только над хореографическим текстом, а прежде всего над художественной выразительностью образов. Он учил детей, вслушиваться в каждый нюанс музыкального произведения, заставлял самих обосновывать каждую позу, каждое движение. Давая возможность ребенку работать над собой самостоятельно, он будил в учениках творческую фантазию.
Работа Александра Владимировича не прерывалась и в военные годы. Тяжелое бремя легло на его плечи, когда голод и холод не обошли стороной и балетную школу, когда ему приходилось провожать своих питомцев на войну и для него было большим горем встречать возвратившихся с фронта калек. А каждый учебный год требовал пополнения состава учащихся. Война исковеркала судьбы всех людей, но особенно больно ударила она по детям: были дети-сироты, дети преступники. И Селезнев буквально «вылавливал» их на улице, вытаскивал из драк и приводил в интернат училища. Он возвращал таких детей к нормальной жизни и делал из них артистов балета. Неустроенность, жуткая бедность, бесконечный голод и нищета не мешали Александру Владимировичу преподавать на самом высоком уровне»[1].
Но, несмотря ни на какие трудности, мечта А.В.Селезнева сбылась: уже в 1942 году состоялся Первый выпуск хореографического училища, и в этом ему помогла великая Галина Уланова. В годы Великой Отечественной войны она была в эвакуации в Алма-Ате. С 1941 по 1943 год с её участием в Театре оперы и балета были поставлены спектакли «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева (1942 г), «Жизель» А.Адана (1943 г). Приезд Галины Улановой в Алма-Ату стал болыпим событием в культурной жизни Казахстана, значи-тельно поднявшим уровень его балетного искусства.
Обучая способных к балету детей, А.В.Селезнев вкладывал в них все свои знания, опыт, труд и любовь к искусству танца. И вел работу в хореографическом училище до самого трагического конца своей жизни, являясь его бессменным художественным руководителем.
Талантливейший педагог, которого все любовно звали «дядя Саша», подготовил семнадцать выпусков. Он воспитал целую плеяду артистов балета, ставших ведущими мастерами хореографического искусства. Это народные и заслуженные артисты Каз. ССР: Д.Абиров, З.Райбаев, Б.Аюханов, С.Кушербаева, И.Манская, Р.Тажиева, А.Асылмуратов, С.Тулусанова, З.Акбарова, Л.Таганов, Э.Мальбеков, Г.Акжанов, Г.Урманова, Ф.Ултанбаева, Л.Сарынова-кандидат искусствоведения, первый исследователь казахского балетного искусства. Ученики А.В.Селезнева стали балетмейстерами, ведущими педагогами хореографического училища, это -Р.Ельчибекова, А.Тулекова, А.Габитова, И.Олзоева, Ж.Тастанова, К.Жакипова, С.Наурызбаева, Р.Курпешева и др.
В книге «Мой балет» Б.Г.Аюханов описывает свои впечатления от уроков «Дяди Саши»: «Я любил заглядывать в старшие классы, где вел урок А.В.Селезнев. Иногда старшие ученицы прятали меня за зеркалом перед уроком, а когда занятие начиналось, я потихоньку выходил из своего укрытия. Селезнев никогда не выставлял меня из класса. Его уроки волновали, потому что его класс был настоящим театром. Для меня это был пример вдохновенного танца. Его упражнения отличались образностью, он добивался от своих учениц чуткого отношения к музыке. Педагог он был терпеливый и требовательный, но не жалел самолюбия девушек, часто сам включался в танец, показывая так, что хотелось исполнить, как он. Он не старел, потому что никогда не был равнодушным. Ему нельзя было не подчиниться, так как он увлекал всех, и в школе царил его исключительный авторитет…».
Благодаря содействию А.В.Селезнева в балетных школах Москвы и Ленинграда получили образование и стали высококвалифицированными специалистами и ведущими артистами театра им. Абая: Р.Бапов (народный артист СССР), Р. Байсеитова (народная артистка РК), З.Кастеева (народная артистка РК), А.Джалилов (заслуженный артист Каз.ССР), Р.Унгарова (заслуженная артистка РК), Б.Джантаев (заслуженный деятель РК), Д.Накипов (Председатель Союза хореографов РК) Е.Усин, Ф.Койгельдинова, М.Тиранова, Б.Валиев, Л.Симагина, Т.Васильева, А.Солнцева, Н.Краснова, Н.Заичкина, Л.Воскресенская, Г.Горская, Н.Гудочкина, В.Хен, Х.Базарбаев, М.Мунтин, Т.Мальбекова и многие другие.
Под руководством Александра Владимировича в 1950 году Алма-Атинское хореографическое училище участвовало во Все-союзном смотре хореографических училищ, где заняло третье место после Ленинграда и Москвы. Болыпая авторитетная комиссия высоко оценила работу А.В.Селезнева. Еще долгие годы этот успех послужил тому, что наше училище поддерживало Правительство Казахстана и создавало оптимальные условия для роста талантов.