Треугольник и квадрат. Сравнение геометрических фигур
Конспект интегрированного урока
по математике и конструированию
в старшей группе
/с элементами развивающего обучения/
Тема: «Треугольник и квадрат. Сравнение геометрических фигур»
Цель: Знать свойства треугольника и квадрата. Уметь сравнивать их по основным признакам. Уметь преобразовывать квадрат в треугольник и конструировать поделку оригами. Развивать наблюдательность, внимание и умение применять полученные знания при решении учебных задач. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Уметь получать удовольствие от полученных результатов каждым ребенком на уровне его развития. Уметь общаться со сверстниками в парах. Развивать навыки коммуникативности в командной работе.
Ход урока
Организационный момент
— Чтобы нам начать занятие, нам нужно выполнить небольшое задание.
Детям раздаются карточки с зашифрованной геометрической фигурой.
I Ситуация успеха
1 Дидактическая игра «Зашифрованная фигура»
— Вспомним, как правильно нужно определять свою фигуру. Смотрим слева направо. Что определяем сначала? /Какая геометрическая фигура/. Затем? /Величину/. И потом? /Цвет геометрической фигуры/.
— Ребята, когда вы расшифруете и найдете свою геометрическую фигуру, определите свой стол. Сядьте за тот стол, на котором изображена ваша геометрическая фигура.
2 Рефлексия.
Предлагаю положить карточки перед собой.
Работа в парах. Проверка друг у друга выполненного задания: правильно ли дети определили свою геометрическую фигуру и нашли свой стол.
Назначаю лидеров команд.
3 Определение темы урока.
— Ребята, как называется ваша геометрическая фигура? /У одной команды это треугольник, у другой – квадрат/.
— Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
— Верно, мы сегодня вспомним все, что мы знаем о треугольнике и квадрате, узнаем чем они похожи и в чем их различие.
II Основная часть
1 Дидактическая игра «Узнай, кто это»
На доске висит иллюстрация с изображением забавных животных, расположенных в ряд.
— К нам в гости должен прийти один из этих забавных животных. Нам нужно определить кто это по следующей подсказке: он стоит впереди бельчонка, но позади щенка.
Дети определяют, что это Ёжик. Вносится игрушка ёжика.
— Ёжик привел нас на полянку, на которой стоят два веселеньких домика /плоскостных/.
— Ребята, вы хотите узнать, кто в этих домиках живет? Тогда нам нужно выполнить одно задание.
2 Дидактическая игра «Пропущенная цифра»
Лидеры раздают каждому ребенку по одной карточке, по которой определяется пропущенная цифра. Каждый ребенок выкладывает соответствующее количество кружочков. Индивидуальная работа.
Рефлексия.
Проверка в парах выполненного задания.
— С заданием мы справились? Тогда наш гость ёжик, наконец, покажет нам, кто живет в этих домиках.
В домиках открываются окошки и дети видят в одном домике квадрат, в другом треугольник.
3 Закрепление знаний о треугольнике и квадрате.
— Давайте вспомним все, что мы знаем об этих геометрических фигурах.
Кластер
Работа в команде.
У каждой команды есть таблица, которую нужно заполнить: вставить в окошечки цифры, обозначающие количество сторон, углов и вершин, которые ранее дети обозначали модулями:
Стороны углы вершины
Рефлексия.
Таблицы вывешиваются на доске. Лидер определяет, кто из команды будет защищать свой проект. Дети от каждой команды выходят к доске и рассказывают по своей таблице о геометрической фигуре:
— У треугольника 3 стороны, 3 угла и 3 вершины.
— У квадрата 4 стороны, 4 угла, 4 вершины.
Валеопауза.
— А теперь отдохнем и повеселим друзей.
У треугольника есть брат –
Замечательный квадрат.
Братья делают зарядку,
А потом играют в прятки,
Сладкий чай из чашек пьют,
Очень весело живут.
Треугольник и квадрат –
Старший брат
И младший брат.
4 Конфликтная ситуация
— Ёжик хочет рассказать вам одну историю, которая произошла с этими геометрическими фигурами. Хотите послушать?
Жили-были два друга: треугольник и квадрат. Жили они дружно. Ходили они друг к другу в гости, чай пили, сказки рассказывали. Но вот однажды квадрат сказал треугольнику: «Мы с тобой словно братья, мы ведь так похожи! «Нет,- говорит треугольник, — мы совершенно разные, совсем не похожи!» Стали они спорить и окончательно поссорились. И дружбе их пришел конец. Не стали треугольник и квадрат ходить друг к другу в гости, чай пить, сказки рассказывать.
— Ребята, давайте поможем друзьям. Посоветуйтесь в командах и решите этот спор: чем похожи и чем не похожи друзья.
Итог
— Друзья похожи тем, что у них есть стороны, есть углы и есть вершины. Но не похожи они тем, что количество сторон, углов и вершин у них разное.
Рефлексия
— Ребята, мы смогли решить спор друзей? Мы молодцы?
III Заключительная часть.
1 Конструирование оригами «Тюльпан»
— Чтобы окончательно помирить друзей, давайте приготовим им сюрприз: сделаем поделку оригами. Будьте внимательны и точно выполняйте мои инструкции, и тогда мы увидим, что у нас получится.
— Возьмите цветной лист бумаги. Какой он геометрической формы? /Это квадрат./
— Докажите, что это квадрат. /У этой фигуры 4 стороны, 4 угла и 4 вершины. Все стороны равны, значит, это квадрат./
— Вы меня убедили. Превратите свой квадрат в треугольник.
Перегибаем квадрат по диагонали пополам, совмещая углы и стороны.
— Прогладьте пальчиком сгиб. Положите перед собой так, как у меня.
Треугольник располагаем длинной стороной вниз.
— Что за фигура у нас получилась? /Треугольник, потому что у него 3 стороны, 3 угла, 3 вершины./
— Поставьте указательный пальчик левой руки на середину длинной стороны треугольника.
— Поднимите острый уголок вверх и немного в сторону, прогладьте пальчиком сгиб.
— Теперь поднимите второй острый уголок также вверх и немного в сторону, прогладьте.
— Что у нас получилось? /Тюльпаны!/
— Давайте соберем их в красивый букет и подарим нашим друзьям.
Дети приклеивают тюльпаны к готовым цветоножкам на панно с вазой. И дарят свою работу квадрату и треугольнику. Благодарят ёжика за интересную историю.
Рефлексия
— Ребята, как вы думаете, смогли бы мы сделать такие замечательные тюльпаны, если бы квадрат и треугольник перестали дружить?
— А что нам сегодня помогло при работе на уроке? /Дружба, взаимопомощь, поддержка товарища, аккуратность, внимательность./
Итог урока
— Я вас благодарю за урок, за то, что вы смогли помирить друзей. Вы все молодцы. Мне очень понравилось как вы работали. Урок окончен.
Щербакова В.П.
Воспитатель д/с № 22
г. Риддер
Рахмет ретінде астында тұрған жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!