Творчество писателя — натуралиста М.М. Пришвина

0

Воспитатель: Шелега Н.А.

 
Программное содержание: Закрепить знания детей  о животных и птицах, их классификации по месту обитания, по питанию, образу жизни. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы распространенными предложениями, упражнять в чтении слов и загадок, развивать логику мышления (работа с карточками, кроссвордами), учить детей согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе через произведения М.М. Пришвина, интерес к худо-жественным произведениям, воспитывать аккуратность в работе с пластилином и природным материалом.
 Введение в словарь детей слов: зоология, зоолог, натуралист.

Предварительная работа:
Чтение художественных произведений М.М. Пришвина «Гаичка», «Берестяная трубочка», «Остров спасения»,  «Журка»,  «Луговка»,  «Сват», «Пиковая дама», «Ребята и утята»,  «Отражение»,  «Филин», «Как поссорились кошка с собакой», «Пень – муравейник», «Лисичкин хлеб», «Дедушкины валенки»; экскурсии в детскую библиотеку: знакомство с творчеством М.М. Пришвина, индивидуальная работа по рисованию по рассказам; решение кроссвордов по произведениям 

Оборудование: Книги с произведениями М. Пришвина, выставка детских рисунков по рассказам,  природный материал, пластилин, дощечки, стеки, салфетки,  индивидуальные карточки с заданиями, кроссворды.

Ход занятия:
— Сегодня мы с вами познакомимся … А вот с чем, вы сейчас узнаете. Возьмите  карточки с примерами и решите их. Найдите карточки со своими ответами, переверните их и прочитайте.
2 – 1 = 1    З    ЕБРА
3 – 1 = 2    О    ЛЕНЬ
4 – 1 = 3    О    НДАТРА
5 – 1 = 4    Л    ЕВ
4 + 1 = 5    О    РЁЛ
5 + 1 = 6    Г    РАЧ
6 + 1 = 7     И    ВОЛГА
7 + 1 = 8    Я    СТРЕБ 

— Поднимите карточки,  у кого написаны название животных,  а теперь у кого – название птиц.  Разместите свои карточки на  доске, прочитайте, какое слово получилось (ЗООЛОГИЯ).
-Сегодня мы с вами поговорим о зоологии. Зоология – это наука о животном мире. А как мы назовем человека, который занимается изучением  животных? (зоолог)
— А как вы знаете животных и птиц,  мы сейчас  проверим с помощью игр.

Игра «Кто больше?»
Мальчики называют птиц, а девочки – животных (до 20)

Игра «Кто лишний и почему?»

    ЛЕВ   ВОЛК   ЁЖ    ТИГР   ЛИСА
    ЗАЯЦ  ОЛЕНЬ    ЛОСЬ     ВОЛК    АНТИЛОПА
    БЕЛКА  СУРОК    БОБР    КОТ    РЫСЬ
    ЖУРАВЛЬ   ВОРОНА    СОЛОВЕЙ    ГУСЬ    АИСТ
    ВОРОБЕЙ   ГОЛУБЬ   СКВОРЕЦ   СИНИЦА
    КОРОВА  КОЗА   СВИНЬЯ  БАРСУК   СОБАКА 

— Молодцы, вы оказались знатоками и животных и птиц.
— Человека, который любит и изучает природу, называют натуралистом. Одним  из самых известных натуралистов был Михаил Михайлович Пришвин. Мы с вами познакомились уже со многими произведениями этого замечательного писателя. 
Викторина
Чтение отрывков из произведений с помощью подготовленных детей

— Каким человеком был М. М. Пришвин? (добрый, внимательный, терпеливый, осторожный, любознательный, умел понимать язык птиц и зверей…) 
— Чему нас учат произведения Михаила Пришвина?

Физминутка

Индивидуальные задания для детей 
•    Закончи предложения (соединить  стрелками)
Хитрая, как         ОСЕЛ
Упрямый, как        ВОРОБЬИ
Пугливые, как        ЛИСА
Верная, как         ВОЛ
Выносливый, как        МУРАВЬИ
Дружные, как        СОБАКА 

•    Помоги составить слово
САЛИ    ЛИСА
ЛОВК    ВОЛК
ВОБЕЙРО    ВОРОБЕЙ
НОКШОМЫ    МЫШОНОК
РАВЛЬЖУ    ЖУРАВЛЬ

•    Решение кроссворда  (приложение )
Беседа по кроссвордам
—  Из каких рассказов М.М. Пришвина эти герои?

— Молодцы, вы все справились с заданиями. А теперь подойдите к столам, выберите любые карточки с загадками и слепите отгадки, используя  пластилин и природный материал, а  что у вас получилось,  мы уведем на выставке работ – отгадок.

Самостоятельная работа детей (чтение загадок, выбор материала, выполнение  поделки) 

Выставка работ. Чтение карточек и анализ полученной поделки.

Итог занятия:
— Сегодня с вами  мы говорили о зоологии и о писателе-натуралисте Михаиле Михайловиче Пришвине. На следующих занятиях мы познакомимся с другим писателем – натуралистом Виталием Валентиновичем Бианки.
 
Приложение 

По горизонтали:
1. Уточка чирок …..    (свистунок)
2. Пиковая дама – это ….. (курица)
3. Как звали дедушку   (Михей)
4.  …. и  утята   (Ребята)
5. Кто съел лисичкин хлеб (Зиночка) 

По вертикали:
1.    Хозяин леса  (медведь) 
2.     Цветы, от которых луг стал золотой  (одуванчики)
3.    Грашка – это … (грач)
4.    Кто съел 45 лягушат  (Журка)
5.    Лесной доктор  (дятел) 

 

 

Рахмет ретінде астында тұрған жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!


Рахмет ретінде жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!