Творчество писателя — натуралиста М.М. Пришвина
Воспитатель: Шелега Н.А.
Программное содержание: Закрепить знания детей о животных и птицах, их классификации по месту обитания, по питанию, образу жизни. Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы распространенными предложениями, упражнять в чтении слов и загадок, развивать логику мышления (работа с карточками, кроссвордами), учить детей согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе через произведения М.М. Пришвина, интерес к худо-жественным произведениям, воспитывать аккуратность в работе с пластилином и природным материалом.
Введение в словарь детей слов: зоология, зоолог, натуралист.
Предварительная работа:
Чтение художественных произведений М.М. Пришвина «Гаичка», «Берестяная трубочка», «Остров спасения», «Журка», «Луговка», «Сват», «Пиковая дама», «Ребята и утята», «Отражение», «Филин», «Как поссорились кошка с собакой», «Пень – муравейник», «Лисичкин хлеб», «Дедушкины валенки»; экскурсии в детскую библиотеку: знакомство с творчеством М.М. Пришвина, индивидуальная работа по рисованию по рассказам; решение кроссвордов по произведениям
Оборудование: Книги с произведениями М. Пришвина, выставка детских рисунков по рассказам, природный материал, пластилин, дощечки, стеки, салфетки, индивидуальные карточки с заданиями, кроссворды.
Ход занятия:
— Сегодня мы с вами познакомимся … А вот с чем, вы сейчас узнаете. Возьмите карточки с примерами и решите их. Найдите карточки со своими ответами, переверните их и прочитайте.
2 – 1 = 1 З ЕБРА
3 – 1 = 2 О ЛЕНЬ
4 – 1 = 3 О НДАТРА
5 – 1 = 4 Л ЕВ
4 + 1 = 5 О РЁЛ
5 + 1 = 6 Г РАЧ
6 + 1 = 7 И ВОЛГА
7 + 1 = 8 Я СТРЕБ
— Поднимите карточки, у кого написаны название животных, а теперь у кого – название птиц. Разместите свои карточки на доске, прочитайте, какое слово получилось (ЗООЛОГИЯ).
-Сегодня мы с вами поговорим о зоологии. Зоология – это наука о животном мире. А как мы назовем человека, который занимается изучением животных? (зоолог)
— А как вы знаете животных и птиц, мы сейчас проверим с помощью игр.
Игра «Кто больше?»
Мальчики называют птиц, а девочки – животных (до 20)
Игра «Кто лишний и почему?»
ЛЕВ ВОЛК ЁЖ ТИГР ЛИСА
ЗАЯЦ ОЛЕНЬ ЛОСЬ ВОЛК АНТИЛОПА
БЕЛКА СУРОК БОБР КОТ РЫСЬ
ЖУРАВЛЬ ВОРОНА СОЛОВЕЙ ГУСЬ АИСТ
ВОРОБЕЙ ГОЛУБЬ СКВОРЕЦ СИНИЦА
КОРОВА КОЗА СВИНЬЯ БАРСУК СОБАКА
— Молодцы, вы оказались знатоками и животных и птиц.
— Человека, который любит и изучает природу, называют натуралистом. Одним из самых известных натуралистов был Михаил Михайлович Пришвин. Мы с вами познакомились уже со многими произведениями этого замечательного писателя.
Викторина
Чтение отрывков из произведений с помощью подготовленных детей
— Каким человеком был М. М. Пришвин? (добрый, внимательный, терпеливый, осторожный, любознательный, умел понимать язык птиц и зверей…)
— Чему нас учат произведения Михаила Пришвина?
Физминутка
Индивидуальные задания для детей
• Закончи предложения (соединить стрелками)
Хитрая, как ОСЕЛ
Упрямый, как ВОРОБЬИ
Пугливые, как ЛИСА
Верная, как ВОЛ
Выносливый, как МУРАВЬИ
Дружные, как СОБАКА
• Помоги составить слово
САЛИ ЛИСА
ЛОВК ВОЛК
ВОБЕЙРО ВОРОБЕЙ
НОКШОМЫ МЫШОНОК
РАВЛЬЖУ ЖУРАВЛЬ
• Решение кроссворда (приложение )
Беседа по кроссвордам
— Из каких рассказов М.М. Пришвина эти герои?
— Молодцы, вы все справились с заданиями. А теперь подойдите к столам, выберите любые карточки с загадками и слепите отгадки, используя пластилин и природный материал, а что у вас получилось, мы уведем на выставке работ – отгадок.
Самостоятельная работа детей (чтение загадок, выбор материала, выполнение поделки)
Выставка работ. Чтение карточек и анализ полученной поделки.
Итог занятия:
— Сегодня с вами мы говорили о зоологии и о писателе-натуралисте Михаиле Михайловиче Пришвине. На следующих занятиях мы познакомимся с другим писателем – натуралистом Виталием Валентиновичем Бианки.
Приложение
По горизонтали:
1. Уточка чирок ….. (свистунок)
2. Пиковая дама – это ….. (курица)
3. Как звали дедушку (Михей)
4. …. и утята (Ребята)
5. Кто съел лисичкин хлеб (Зиночка)
По вертикали:
1. Хозяин леса (медведь)
2. Цветы, от которых луг стал золотой (одуванчики)
3. Грашка – это … (грач)
4. Кто съел 45 лягушат (Журка)
5. Лесной доктор (дятел)
Рахмет ретінде астында тұрған жарнамалардың біреуін басуды сұраймын!