Соответствуют ли национальные ценности казахов шариату?
Представители любой религии стремятся донести до общества ценности своего верования. Поэтому изучая историю многих стран, мы видим, что культура и обычаи их общества развиваются на основе их религиозных верований. Например, даже создавая Советский союз, русский народ не смог избавиться от влияния христианства. Вместо икон повсюду были вывешены портреты Ленина и Сталина, к которым все относились с особым почтением и трепетом. Такую же картину можно наблюдать и в укреплении христианских традиций употребления спиртного и свинины.
В истории казахского народа мы также наблюдаем преемственность религиозных традиций. Всего лишь из нескольких мудрых слов наших предков можно сделать вывод, какой религии они придерживались. Например, из слов: «арақ — атаңнан қалған ас емес» — «водка — не еда твоих предков» , понятно, что казахи считали свинину харамом. Возьмем к примеру, казахские национальные узоры. Изображения узоров были и на одежде, и на коврах, других предметах быта. Применение узора можно наблюдать и на религиозных атрибутах. Например на жайнамазах — ковриках для чтения намаза.
Многие обычаи и традиции народа имеют мусульманскую окраску. Один из них — особое отношение к жайнамазу. Жайнамаз, который считается символом мусульманства, занимает особое место в жизни казахского народа. Слово «Намаз» – пришло к нам из персидского языка. На арабском – «салат». Передает значения: «молиться, восхвалять, поклоняться». К своему жайнамазу, на котором совершалось поклонение Великому Создателю, казахи относились с особым почтением, всегда убирали повыше. Даже вывешивали на кереге. Жайнамазы иногда были из простой ткани, а иногда были сотканы в виде коврика. На них никогда не было изображений птиц и зверей, хотя могли быть вышиты узоры. При этом особое внимание уделялось верху и низу жайнамаза. Специальная метка указывала, где место для сажда. Видимо, наши предки опасались наступить ногами на место сажда.
Рассмотрим теперь казахские праздники. У казахов очень много праздников, но среди многих торжеств особое место занимает праздник Курбан айт. Казахи всегда воспринимали Курбан айт, как милость, дарованную Всевышним Аллахом. Этот праздник является одним из самых главных богатств казахского народа, который каждый из нас впитал в себя с материнским молоком.
В Курбан айт наши предки казахи приносили в жертву животное ради довольства Всевышнего Аллаха. Данный праздник длился три дня. По всей вероятности, понятия «үш тоғыз», «үш күндік пәни ғұмыр», связанные с числом три, происходят отсюда. В эти три дня казахи посещали дома и поздравляли друг друга словами: «айттарыңыз құтты болсын», хозяин дома встречал гостей и в ответ произносил добрые пожелания: «айтсын, бірге болсын». В эти три дня с дастархана не сходила пища. На столе было много баурсаков, шелпеков, кумыса. Родственники и друзья ходили друг к другу в гости, просили прощения, избавлялись таким образом от обид и разногласий. Богатые казахи резали огромных овец, верблюдов, кормили бедных людей и детей мясом и кумысом досыта. Дети играли с радостью в асыки и другие национальные игры.
Обратимся к национальному характеру казахов. Например, что означало для казахов слово «ұят»? Хаким Абай дал глубокий анализ вопросам ұят в «Слове тридцать шестом». В этом произведении Абай показал, что совесть человека напрямую связана с его иманом. Слово начинается с хадиса: «Наш Пророк (с.а.с.) в хадисе шарифе сказал: «Мән лә хаяһун уә лә иманун ләһу», нет веры у того, у кого нет стыда». Это значит, что стыд напрямую связан с иманом. Далее Абай продолжил: «У нас казахов есть своя пословица: «Ұят кімде болса, иман сонда» — «У кого есть стыд, у того есть иман». Из этих слов становится очевидным, что стыд неотъемлемая часть имана». Хадис, на который ссылается Абай Кунанбайулы, был приведен и в хадисах выдающихся хадисоведов. Например, «Стыдливость является одной из составляющих имана» (Бухари, Муслим).
Рассмотрим, проникновение шариатских терминов в казахскую культуру. Возьмем, к примеру, пословицы и поговорки. Не зря казахов называли “момынами”. Слово момын, «мумин», означает, что «вся природа народа срослась с мусульманской религией». Не зря многие представители интеллигенции говорят: «культура – это традиции, язык, музыка, народное творчество и история». Однако хранилищем всего этого богатства является религия. Потому что, если мы считаем культуру огромным деревом, то религия — ее мощные корни, уходящие в глубину веков. Большинство казахских традиций и обычаев, пословиц, поговорок, крылатых выражений, сказаний и др. берут свое начало в религии. Само появление ребенка на свет и до церемонии похорон, вся жизнь человека сопровождается религиозными обрядами. А если взять казахскую колыбельную, то она начинатся со слова “әлди”. Слово “Әлди” произошло в результате ассимиляции слова “Аллах”. Ребенок приходит в этот мир со звуками азана и первое слово, которое он слышит связано с Аллахом. Именно так воспитывали своих детей наши предки, оставившие после себя неизгладимый след. Поколение интеллигенции, выросшее с малых лет впитав в себя звуки «әлди», пронесли в сердце любовь к Всевышнему через всю свою жизнь.
То же самое можно сказать о пословицах, поговорках и крылатых выражениях казахов. Все они полны значений, взятых из Корана и хадисов. Если кто-нибудь попробует рассмотреть казахскую культуру отдельно от религии, то она совершенно обеднеет и потеряет все свои краски. Вся наша любовь к народу, к Родине идут от имана. Все это, безусловно, берет начало от слов нашего Пророка «Любовь к Родине — от имана». Именно от религии казахи впитали в себя любовь ко всему человечеству. В тяжелые годы репрессий очень много представителей других национальностей прибыли в казахскую степь. И тогда казахи, которые сами были в очень сложном положении, никого не посчитали чужим, всех обогрели и накормили, поделились своим кровом и хлебом. Кратко культуру казахов можно охарактеризовать словами Абая: «Адамды сүй, Алланың хикметін сез» — «Люби человека, прочувствуй мудрость Аллаха» или словами бата, напутствия старшего поколения: «Атаның баласы болма, адамның баласы бол» — «Будь сыном человека, а не сыном отца». В этих слова заключена суть всей нашей культуры. Этой высокой культуре казахи учились у своего Пророка и ниспосланной Ему Священной книги. Великий Создатель Своей милостью ниспослал Своего Посланника всему человечеству. А значит Его умма должна относиться с любовью ко всему человечеству. Из религии казахи впитали в себя любовь не только к человеку, а ко всему, что создано Всевышним. Такова философия, культура казахов. Не только казахи, но и все мусульмане, познавшие религию ислам, именно так относятся к миру. Поэтому, если изменится религия, то подвергнется изменениям вся культура. Тогда исчезнут и казахские колыбельные «әлди», и Курбан айт, и жарапазан, вся сущность бытия казахского народа.
Казахи строго придерживаются требований чистоты, так как это непременное условие полноценной веры в Исламе. Это обязательство мусульманина. Ведь в хадисе сказано: «Аллах Всевышний чист и любит чистоту». Все, что окружает казахов, должно быть в чистоте. Это, безусловно, связано с шариатом. Посланник Аллаха (с.а.с.), сказал: «Чистота есть половина веры!» Казахи огромное внимание уделяют гигиене. Пророк Мухаммад (с.а.с.) сказал: «Пять вещей относятся к естественной чистоте: сбривание волос с мест аурата, обрезание, подстригание усов, удаление волос из подмышек и подстригание ногтей» (Бухари).
Казахи строго придерживаются сунны Пророка (с.а.с.) в подстригании волос, стрижке волос, усов, выполняли требования к их длине. Наш народ очень строго соблюдает культуру мытья рук до еды и после принятия пищи. Все это, конечно, из шариата. «Баракат еды заключается в мытье рук перед едой и после нее» (Абу Давуд). Все эти требования казахи выполняли настолько строго, что они впитались в наши обычаи. Даже в советское время нам не смогли запретить выполнение этих сунн. Все это доказывает, что казахи тысячу лет шли прямой дорогой нашего Пророка (с.а.с.). И наша задача — передать это наследие следующим за нами поколениям.
На сегодняшний день мы наблюдаем, что некоторые люди стали перенимать у европейцев традицию утром приносить завтрак в постель. Некоторые люди вопринимают это как «европейскую элитную культуру». Но ведь с медицинской точки зрения, это противоречит элементарным нормам санитарии.
Даже то, что любимым блюдом казахов является мясо, также соответствует шариату. Например, наш Пророк (с.а.с.) сказал: «Мясо — лучшее блюдо обитателей рая и дунии» (Ибн Маджа). На протяжении многих веков казахи — среди народов, которые больше всего употребляют мясо. Наш Пророк говорил о том, что мясо одно из самых любимых блюд не только мирской, но и райской жизни. Поэтому приготовление и угощение людей излюбленным блюдом Пророка является одновременно и сунной, и савабом. Вероятно, в этом хадисе кроется секрет любви к мясу казахов, имеющих тысячелетний опыт мусульманства.
Абу Дарда передал, что Посланник Аллаха (с.а.с.) всегда принимал мясо, которое преподносили ему. У казахов есть традиция передавать «сыбага» специальную часть аксакалам, которые не смогли прийти на ас. Это также является сунной, пришедшей к нам от Пророка. Аксакал, отведавший «сыбаға», читал дуа за хозяина дома и давал «бата» — слова благословения. И тогда дом этого человека наполнялся баракатом, дела шли в гору.
Казахский народ всегда с почтением относится к хлебу. Даже во многих арабских странах не умеют так уважительно относиться к хлебу. Наши почтенные старцы всегда собирают руками упавшие на пол крошки хлеба. Не наступают ногами на хлеб. Не перешагивают через дастархан. А если хлеб лежит верхушкой вниз, то переворачивают его. Не выбрасывают. Если их спросите: «Что будет?», они отвечают «Олай жасама, обал болады». Мы дети, воспитанные в советское время, когда было запрещено говорить о религии, не понимали почему наши дедушки и бабушки постоянно говорили о том, что нельзя спать во время заката, нельзя плеваться в сторону киблы и т.д. На все наши «почему» они отвечали: «жаман болады». Оказалось, что «жаман болады» означает не соответствие этих действий сунне.
В данной статье мы рассмотрели лишь некоторые аспекты жизни казахского народа. Но чем больше мы изучаем культуру, традиции и обычаи наших предков с позиции ислама, тем больше убеждаемся, что казахи являются истинными мусульманами, а в некоторых вопросах они даже более богобоязненны многих народов. Как видим, духовно-нравственные ценности казахского народа полностью соответствуют шариату. И эти традиции будут продолжаться, пока живут на свете казахи.
Мұхитдин ИСАУЛЫ,
исламовед,
доктор теологических наук
Дереккөз: http://kazislam.kz/