Қазақша реферат Ценные бумаги, понятие и виды
План
Введение
- Ценные бумаги, понятие и виды
- Плательщики, объект обложения
- Практическая часть
- Заключение
Введение
Инвестиционная среда характеризуется типами бумаг, обращающихся на рынке, условиями их приобретения и продажи. Понятие инвестиционного процесса связано с тем, каким образом инвестор принимает решения при выборе бумаг, объемов и сроков вложения.
В наиболее широком смысле слово «инвестировать» означает: «расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем». Два фактора обычно связаны с этим процессом — время и риск. Отдавать деньги приходится сейчас и в определенном количестве. Вознаграждение поступает позже, если поступает вообще. И его величина заранее неизвестна. В некоторых случаях важнейшим фактором будет время (например, для государственных облигаций). В других ситуациях главным является риск (в частности, для опционов на покупку обыкновенных акций). В ряде случаев существенными являются сразу два фактора: время и риск (например, для обыкновенных акций).
Нередко проводят различие между инвестированием и сбережениями. Сбережения определяют как «отложенное потребление». При этом понятие «инвестирование» сужают до реального инвестирования, которое увеличивает национальный продукт в будущем.
Реальные инвестиции обычно включают инвестиции в какой либо тип материально осязаемых активов, таких, как земля, оборудование, заводы. Финансовые инвестиции представляют собой контракты, записанные на бумаге, такие, как обыкновенные акции и облигации. В примитивных экономиках основная часть инвестиций относится к реальным, в то время как в современной экономике большая часть инвестиций представлена финансовыми инвестициями. Высокое развитие институтов финансового инвестирования в значительной степени способствует росту реальных инвестиций. Как правило, эти две формы являются взаимодополняющими, а не конкурирующими.
Но если мы хотим получить определенный доход с наших вложений, то не надо забывать, что согласно Законодательству, с доходов мы обязаны отдать какую-то часть государству в виде налога.
Я попытаюсь в данной курсовой работе раскрыть сущность понятия «ценные бумаги» и рассказать о ставках сбора за первичную и вторичную эмиссию ценных бумаг.
- Ценные бумаги, понятие и виды.
Когда кто-то одалживает деньги и владельца ломбарда, он должен оставить какой-либо ценный предмет в качестве залога. В случае неуплаты кредита (вместе с процентами) владелец ломбарда может продать заложенную вещь, с тем, чтобы покрыть кредит и проценты и, возможно, получить некоторую прибыль. Условия соглашения записываются в залоговой квитанции. Когда кто-либо одалживает деньги на покупку автомобиля, кредитор обычно сохраняет право собственности на машину до тех пор, пока кредит не выплачен. В случае неуплаты кредитор может продать машину, с тем, чтобы покрыть свои затраты. В этом случае государственный сертификат, подтверждающий право собственности, служит в качестве обеспечения кредита.
Когда кто-либо занимает деньги на отпуск или лечение, он может просто написать расписку с обещанием возместить кредит вместе с процентами. При этом кредит является необеспеченным в том смысле, что отсутствует дополнительное обеспечение кредита в форме имущества, которое переходит к кредитору в случае неуплаты. В такой ситуации кредитору придется привлечь заемщика к суду, с тем, чтобы покрыть свои затраты. Только лист бумаги, называемый простым векселем, является доказательством выдачи кредита.
Когда фирма берет кредит, она может предлагать либо не предлагать дополнительное обеспечение. Например, некоторые кредиты могут быть обеспечены определенными объектами собственности (зданиями или оборудованием). Такие кредиты оформляются в виде облигаций, обеспеченных закладными. В них указываются сроки возврата и конкретное имущество, переходящее к кредитору в случае неуплаты. Однако более распространенным является вариант, когда корпорация страхует обязательства всеми своими активами, при этом могут делаться оговорки относительно разделения имущества в случае неуплаты. Такое обязательство называется необеспеченной облигацией. Наконец, фирма может обещать долю своей прибыли за средства, предоставляемые инвестором. При этом ничего не закладывается и никаких безотзывных обязательств не принимается. Фирма просто периодически выплачивает столько, сколько ее директора считают целесообразным. Однако чтобы избежать серьезных злоупотреблений, инвестору предоставляется право участвовать в выборе членов Совета директоров. Право собственности инвестора реализуется в форме пакета акций. Этот пакет может быть продан другому лицу, которое в таком случае получает данное право. При этом говорят, что держатель обыкновенных акций является собственником корпорации и может, теоретически, контролировать ее деятельность через Совет директоров.
В общем, только лист бумаги отражает право инвестора на конкретную собственность и определяет условия, при которых он может воспользоваться данным правом. Этот лист бумаги, являющийся свидетельством права собственности, называется ценной бумагой. Она может быть передана другому инвестору, который в этом случае вместе с данной бумагой приобретает все права и обязанности по ней. Таким образом, все бумаги – от залоговой квитанции до акций компании – являются ценными бумагами. Следовательно, термин «ценная бумага» означает законодательно признанное свидетельство права на получение ожидаемых в будущем доходов при конкретных условиях. Далее я кратко перечислю виды ценных бумаг и по возможности дам характеристики по каждому виду ценных бумаг.
Казначейские векселя.
Казначейские векселя соответствуют предоставлению краткосрочного кредита Казначейству. В основном, такой вид ЦБ широко распространен в США. Риск нарушения обязательств по выплате такого кредита незначителен, если вообще существует. Более того, хотя ставка доходности меняется от периода к периоду. В начале каждого конкретного периода эта ставка точно известна. В Законе «О вексельном обращении в Республике Казахстан» вексель не относится к ценным бумагам и является платежным инструментом и средством кредитования. Предметом обязательства являются только деньги.
Долгосрочные облигации.
В основе этого типа ЦБ также лежат кредитные отношения. Каждый тип облигаций представляет собой долгосрочное обязательство со стороны эмитента (т.е. заемщика) перед инвестором (т.е. кредитором). Это обязательство состоит в том, чтобы каждый год осуществлять денежные платежи (купонные выплаты) до определенного момента (даты погашения), когда будет сделан последний платеж (выплата основной суммы). Цена, по которой такие облигации покупаются и продаются, меняется с течением времени. Таким образом, хотя купонные платежи легко предсказать, курс ценной бумаги на конец периода является неопределенной величиной в начале этого периода.
Второй тип ЦБ – долгосрочные государственные облигации. Широко применялась эта система в доперестроечном Союзе. Этот тип бумаг также соответствует кредитам, но только предоставляемым государству в лице Национального Банка РК. Доходность государственных облигаций выше, чем казначейских векселей.
Обыкновенные акции
Четвертый и последний тип ЦБ – это обыкновенные акции. Они отражают обязательства корпораций периодически выплачивать дивиденды в размере, определяемом советом директоров. Хотя величина дивидендов, которые будут выплачены в следующем году, достаточно неопределенна, однако в целом она предсказуема. В то же время курсы покупки и продажи акций колеблются достаточно сильно. В силу этого годовая доходность весьма непредсказуема.
Ценные бумаги классифицируются по нескольким признакам:
- по экономической природе
а) долевые – акции;
б) долговые — облигации, ноты Национального Банка, меккамы;
в) товарные распорядительные документы — коносамент;
г) производные – фьючерс, опцион, варрант, своп и т.д.;
- по способу передачи прав:
а) именные;
б) ордерные;
в) предъявительские:
- по форме выпуска:
а) документарные;
б) бездокументарные;
- по сроку привлечения капитала:
а) краткосрочные (до года);
б) среднесрочные (от 1 года до 10 лет);
в) долгосрочные (свыше 10 лет);
г) бессрочные;
- по территории обращения:
а) региональные;
б) национальные;
в) международные;
а) корпоративные;
б) государственные (правительство, Нацбанк, местные исполнительные органы);
в) иностранные;
а) с постоянным доходом;
б) с разовым доходом;
в) с фиксированной процентной ставкой (государственные ценные бумаги);
г) с плавающей процентной ставкой.
К обращению в Республике Казахстан допускаются следующие виды ценных бумаг:
- акции;
- облигации;
- ипотечные свидетельства;
- коносамент;
- другие ценные бумаги по определению НКЦБ РК;
- ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенных к обращению в РК;
- производные ценные бумаги.
Ипотечное свидетельство это ценная ордерная бумага. Она удостоверяет право владельца на получение исполнения по основному обязательству, на обращение взыскания на заложенное недвижимое имущество в целях получения исполнения по основному обязательству.
Коносамент это товарно-распределительный документ, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом и получать груз после совершения перевозки. В Республике Казахстан существует только складской коносамент. Это унифицированный зерновой варрант и выпускается он участниками зернового синдиката «Казахстан». В обращении вышеуказанный варрант с апреля 1999 года.
Варрант дает право приобрести в будущем определенное количество ценных бумаг в течение определенного срока по фиксированной цене.
Ставка дохода по ценным бумагам, или просто доходность рассчитывается следующим образом:
Благосостояние — Благосостояние
на конец периода на начало периода
И в заключение этой главы хотелось бы отметить следующее. Правильный выбор ценной бумаги или комбинации ценных бумаг зависит от того, в какой конкретной ситуации находится инвестор и как соотносятся его стремления увеличить доход и снизить риск. Для конкретного лица или цели можно определить «хорошие» и «плохие» ценные бумаги. Однако нельзя найти ценную бумагу, которая была бы плохой для любого инвестора и любой цели. Такая ситуация просто невозможна на эффективном рынке.
Плательщики, объект обложения.
В данной главе я попытаюсь рассказать об общих положениях в плане государственной регистрации эмиссии акций, о плательщиках и ставках сбора.
Государственная регистрация эмиссии акций, а также аннулирования эмиссий акций, в Республике Казахстан осуществляется Уполномоченным органом, а именно:
- Национальной Комиссией Республики Казахстан по ценным бумагам:
- эмиссий акций открытых акционерных обществ, размер уставного капитала которых равен или превышает 200.000 – кратный размер месячного расчетного показателя;
- эмиссий акций открытых акционерных обществ – банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торгов ценными бумагами, инвестиционных фондов, накопительных пенсионных фондов, компаний по управлению пенсионными активами и Центрального депозитария, вне зависимости от размера их уставного капитала;
- эмиссий акций открытых акционерных обществ, часть государственного пакета акций которых подлежит продаже через фондовый рынок в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 1996 года № 1716 и последующими изменениями и дополнениями к данному Постановлению, вне зависимости от размера их уставных капиталов.
- Министерством юстиции Республики Казахстан и его территориальными управлениями (на основании полномочий, предоставленных Национальной Комиссией Республики Казахстан по ЦБ):
- эмиссии акций открытых акционерных обществ, не попавших в вышеперечисленный список.
Выпуск эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) производится эмитентами с целью привлечения средств для формирования объявленного уставного капитала и осуществления своей деятельности. Государственной регистрации подлежат выпуски негосударственных (корпоративных) ценных бумаг и других ЦБ в соответствии с Законодательством РК. Им же регулируется порядок осуществления и объем эмиссии государственных ценных бумаг. Эмиссия корпоративных ценных бумаг включает в себя следующие этапы:
- Принятие эмитентами решения о выпуске ценных бумаг;
- регистрация эмитентов ценных бумаг в Национальной Комиссии по ценным бумагам РК;
- распространение информации, содержащейся в проспекте эмиссии для инвесторов;
- выпуск и размещение ценных бумаг;
- представление отчетов об итогах выпуска эмиссии и размещения ценных бумаг в НКЦБ РК.
Не подлежат государственной регистрации эмиссии акций:
- первичные эмиссии АО, независимо от их типа;
- последующие эмиссии ЗАО, за исключением пенсионных фондов;
- последующие эмиссии ОАО, размещенные закрытым или частным способом.
Обязательной государственной регистрации подлежат эмиссии акций следующих АО:
- банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
- страховых организаций;
- профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- организаторов торгов ценных бумаг;
- инвестиционных фондов;
- накопительных пенсионных фондов;
- компаний по управлению пенсионными активами;
- центрального депозитария.
Согласно Положению о порядке государственной регистрации эмиссий акций, утвержденному Постановлением КМ РК от 29 ноября 1996 года № 141 государственной регистрации подлежит:
- первая эмиссия акций – в течение трех месяцев с даты регистрации акционерного общества как юридического лица;
- последующая (дополнительная) эмиссия акций – в течение трех месяцев с даты увеличения уставного фонда акционерного общества.
Размещение акций АО любым способом разрешается только при наличии у данной эмиссии акций национального идентификационного номера, присвоенного НКЦБ РК. Сведения о зарегистрированных выпусках ценных бумаг и их эмитентах вносятся в государственный реестр ценных бумаг, не внесенные в него эмиссии ценных бумаг не действительны.
Регистрация эмиссии ценных бумаг в НКЦБ включает в себя:
- Рассмотрение представленных документов и проверку финансового состояния эмитента;
- внесение информации об эмиссии и эмитенте в государственный реестр ценных бумаг;
- выдачу свидетельства о государственной регистрации эмиссии.
К регистрации не допускается последующая эмиссия ценных бумаг без утверждения отчетов предыдущих выпусков. Документы об эмиссии рассматриваются НКЦБ РК в течение 30 дней с момента представления пакета документов. Банки и небанковские учреждения, занимающиеся отдельными видами банковской деятельности, представляют в НКЦБ документы о регистрации эмиссии только после получения экспертного заключения Национального Банка РК.
Отчет об итогах эмиссии предоставляется в Национальную комиссию по ЦБ не позднее одного месяца после завершения срока размещения акций, установленного действующим Законодательством.
Акционерное общество может выпускать только именные акции в документарной или бездокументарной форме. Размещение ЦБ осуществляется закрытым или открытым способом. Акции первого выпуска размещаются закрытым способом – только среди учредителей, независимо от типа общества.
Объектом обложения сбором за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение идентификационного номера эмиссии акций, не подлежащей государственной регистрации, является общая номинальная стоимость всех ценных бумаг одной эмиссии (первоначальной или последующей, в том числе по решению суда).
Сбор за регистрацию эмиссии ЦБ уплачивается от общей номинальной стоимости ценных бумаг одной эмиссии и ставка сбора составляет:
— при регистрации первоначальной эмиссии ЦБ в размере 0,1%;
- при регистрации последующей эмиссии ЦБ в размере 0,5%;
- при присвоении национального идентификационного номера эмиссии акций, не подлежащей государственной регистрации в размере 0,1%.
При эмиссии государственных ценных бумаг Законом РК от 24 апреля 1995 года № 2235 «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» данный сбор не уплачивается.
Сумма сбора исчисляется эмитентом самостоятельно, исходя из общей номинальной стоимости ценных бумаг и ставок сбора.
При регистрации эмиссии ценных бумаг эмитент обязан предоставить в Национальную Комиссию по ЦБ документ, подтверждающий уплату в бюджет причитающейся суммы сбора. Если эмитенту отказано в регистрации эмиссии и присвоении идентификационного номера эмиссии, уплаченный сбор возврату не подлежит и учитывается при последующей регистрации эмиссии ЦБ.
Если же эмиссия ЦБ признана несостоявшейся в соответствии с Законодательством, ранее уплаченный сбор не возвращается и при последующей эмиссии не учитывается.
Эмитент обязан по истечении отчетного года, когда была произведена эмиссия, в срок до 31 марта года, следующего за отчетным, предоставить в органы налоговой службы декларацию по сбору за регистрацию эмиссии ЦБ.
Вся ответственность за достоверность и полноту представляемой в органы налогового контроля отчетности лежит на эмитенте и за нарушения в исчислении и уплате сбора к эмитенту применяются санкции, предусмотренные в Законе «О налогах и других обязательных платежах в бюджет».
- Практическая часть
В качестве примера мною взято закрытое акционерное общество «Накопительный пенсионный фонд Казахмыс», которое было учреждено решением Правления АО «Корпорация Казахмыс» 19 декабря 1997 года. На сегодняшний день это вполне сформировавшийся участник пенсионной системы и зарождающегося финансового рынка Казахстана.
Партнерами накопительного пенсионного фонда в сфере пенсионных услуг являются ведущая компания по управлению пенсионными активами – КУПА «Жетысу» и крупнейший банк Республики Казахстан – «Народный Банк Казахстана».
Учредителями пенсионного фонда стали дочерние предприятия ОАО «Корпорация Казахмыс» и их доля в формировании уставного капитала было пропорциональна удельному весу акций пенсионного фонда в общем объеме первоначальной эмиссии.
Таблица 1
№ | Наименование подразделений | Доля в уставном капитале |
1 | 2 | 3 |
1 | АО «Корпорация Казахмыс» | 88,925 |
2 | АО «ВКМХК» | 3,000 |
3 | ГАООТ «Борлы» | 3,300 |
4 | АО «ЖГОК» | 3,700 |
5 | АО «Горэлектросеть» | 0,175 |
6 | АО «Теплосеть» | 0,250 |
7 | АО «Водоканал» | 0,425 |
8 | ТОО «СП КазКат» | 0,100 |
9 | Союз молодежи АО «корпорация Казахмыс» | 0,025 |
10 | Профком АО «Корпорация Казахмыс» | 0,075 |
11 | Профком БГМК | 0,025 |
Итого | 100 |
Первоначально, согласно Закону о пенсионных фондах, размер уставного капитала корпоративных фондов должен был быть не менее 20 миллионов тенге. Номинальная стоимость одной акции составила 500 тенге, общее количество объявленной эмиссии составило 40 000 акций. Соответственно, общая номинальная стоимость первоначальной эмиссии составляла 20 миллионов тенге.
Как я уже отмечала выше, при регистрации первичной эмиссии взимается сбор в размере 0,1% от общей номинальной стоимости. Таким образом, за регистрацию первичной эмиссии Фонд уплатил сбор в размере:
20 000 000 тенге * 0,1% = 20 000 тенге
В феврале 2000 года Комитетом по регулированию деятельностью пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты было внесено дополнение об увеличении размера уставного капитала. Для корпоративных пенсионных фондов размер уставного капитала составил 50 000 000 тенге, для открытых – 180 000 000 тенге. В связи с этим собранием акционеров Фонда по предложению Совета Директоров было принято решение об увеличении уставного капитала и дополнительной эмиссии ценных бумаг номиналом 500 тенге в количестве 60 000 штук. Сбор за регистрацию последующей эмиссии составил:
500 * 60 000 * 0,5 % = 150 000 тенге
В течение шести месяцев Фондом был подготовлен и зарегистрирован необходимый пакет документов. Дополнительная эмиссия была также распределена между подразделениями Корпорации пропорционально их доле в уставном капитале.
Хотелось бы так же отметить, что, помимо сбора за регистрацию эмиссии ценных бумаг, Фондом исчисляются и уплачиваются следующие налоги и сборы:
- социальный налог;
- подоходный налог с физических лиц:
- налог на транспорт;
- сбор за использование слов «Казахстан, государственный и т.д. и производных от них»;
- во внебюджетные фонды: пенсионные обязательные и добровольные взносы и сбор за загрязнение окружающей среды.
Заключение
Данная курсовая работа не преследовала цель дать субъективную оценку значимости и нужности налогов. Мною была предпринята попытка дать описание одному из видов налогов. Но, тем не менее, в заключение хотелось бы сказать следующее. Как бы человечество негативно не относилось к налоговой системе, тем не менее оно всегда понимало, что без финансирования не будет существовать ни одно государство.
Еще в классических странах античного мира (Древний Рим, Афины) прерогативой платить налоги и выполнять за свой счет различные повинности обладали лишь полноправные свободные граждане, получавшие тем самым доступ к руководящему положению в обществе.
Что же касается современного демократического правового государства, то это, как известно, прежде всего, налоговое государство, любая деятельность которого, в том числе по обеспечению экономического порядка, не может обойтись сегодня без государственных финансовых средств. А их главным источником до сих пор являются налоги. Поэтому, как заметил Госсоветник Министерства Финансов Баварии Г. Вольф, «каждый гражданин такого государства с момента рождения и до конца своих дней буквально обречен быть связанным с ним через законодательно установленную систему налогообложения, имеющую, следовательно, вполне определенную финансово-политическую основу. Ее формировать и всемерно укреплять, как раз и призван институт налогового управления, значение которого неуклонно повышается по мере перехода государства с административных методов управления на преимущественно экономические».
И еще не менее важная мысль: Нельзя проводить серьезные изменения в налоговом законодательстве внезапно, без определенной адаптационной процедуры и соответствующего переходного периода. Как нельзя объявить, что, мол, с завтрашнего дня старая жизнь отменяется и начнется другая, по новым правилам. Недопустимо с правовой точки зрения и аморально с этической вводить новые законодательные акты или инструкции задним числом: законы обратной силы не имеют, а налогоплательщики, которыми, как известно, все мы являемся, заслуживают гораздо большего уважения со стороны законодателей.
Как сказал один из видных финансовых деятелей Кубы Рафаэль Гонсалес: «Наша самая большая проблема заключается в отсутствии налоговой культуры. Нашему обществу теперь трудно понять, почему оно должно платить налоги. Ему это кажется своего рода выдумкой прошлого». К этому можно только добавить слова Альберта Энштейна: «Самая трудная для понимания в мире вещь – это система налогов».