Как справедливый суд биев эволюционировал в беспредел, и что нам с этим делать?

0

У казахов прошлого, хоть они и являлись кочевниками, были развиты социальные институты. Их судебная система славилась своей честностью и справедливостью. Суд биев считался беспристрастным институтом. Он был близок и понятен народу, а бии пользовались уважением и доверием общества. Народ обращался к биям за мудрым решением тех или иных проблем. Казалось бы, с тех пор прошло много лет, и к 21 веку судебная система должны была эволюционировать и прогрессировать. Но нет. Честный и справедливый суд биев остался только звездным отблеском в нашей историографии. Бюрократия и коррупция напрочь сгубили все представления казахов о правосудии.

 

Как обстоят дела сейчас? 

 

Согласно опросам социологов, около 33% казахстанцев, по тем или иным причинам обращавшихся в суды, подчеркивают, что больше половины судей берут взятки. В среднем (77,3 процента) контактеров-респондентов владеют информацией о фактах коррупции в судебных органах. Более двух третей из числа тех, кто сталкивался с коррупцией (68,8 процента), были вынуждены давать взятку.

Согласитесь, это ужасающие цифры. Но такова реальность. Казахстанцы не доверяют судам, а судей считают взяточниками. Слуги закона же, в свою очередь, больше не близки к народу. Новостями о коррупции, растрате и кумовстве в судебной системе никого не удивишь.

 

Только в 2019 году в Казахстане осудили семерых судей. Всего было зарегистрировано 1717 коррупционных преступлений. Осуждены 1002 должностных лица.  В 2020 году под стражу поместили главу Бостандыкского районного суда за подозрение в получении крупной взятки. В 2021 был задержан судья Верховного суда Мейрам Жангуттинов. Тоже за получение взятки.

 

Беспредел в судах

 

Еще один показательный пример: В 2022 году в Уральске судья внезапно приостановил процесс по скандальному делу между консервным заводом и местными властями. А стороны отправил мириться. Это решение возмутило всех присутствовавших в зале суда.

Консервный завод требовал признать незаконными действия акимата, разрешившего строительство жилых домов в непосредственной близости от завода. Разбирательства длились почти два года. На кону был снос многоэтажек или закрытие завода. Вердикт судьи: процесс приостановлен.

Производство по делу приостановить для проведения мирового соглашения. На определение может быть подана частная жалоба, ходатайство прокурора в апелляционную судебную коллегию по гражданским делам Западно-Казахстанского суда через специализированный межрайонный экономический суд в течение 10 рабочих дней, — заявил судья Бахтиер Журабаев.

 

От такого решения ахнул весь зал. Одна женщина даже упала в обморок. Пришлось вызывать скорую помощь. По словам адвокатов сторон, участникам процесса нужно было заново проходить все круги бюрократического ада, чтобы добиться хоть какого-то решения. Нужно отметить, что по закону процессы можно приостанавливать только исходя из веских оснований. Таких как смерть, болезнь или недееспособность. В этом же случае судья не стал следовать букве закона и вынес абсолютно нелогичное решение, потрясшее всю страну. К счастью, благодаря общественному резонансу дело все же было решено в пользу консервного завода.

 

Если факты о коррупции и взяточничестве были зарегистрированы в самом Верховном суде, то что говорить о районных и областных? Так, летом 2022 года акимат Тайыншынского района (СКО) запросил у районного суда ходатайство о лишении 430 человек рабочих мест. Речь шла о компании “Тиолайн” у которой отняли земельный участок. Судья Досаева удовлетворила ходатайство акимата без правовых оснований. Несмотря на то, что территория ТОО “Тиолайн” спорная. По ней до сих пор идут суды. Лицензию у компании не отозвали. По закону Казахстана, продавать спорные территории нельзя. Но судья Досаева попросту проигнорировала правовые акты.

Работники “Тиолайн” ходили навстречу с чиновниками. Но вразумительного ответа с их стороны не получили. Представители власти махали бумажками, разводили руками и отрицали свою вину.

 

А ведь еще три года назад председатель Верховного суда Жакип Асанов заявлял, что 2020 год станет началом качественного прорыва казахстанского правосудия. Но народ почему-то не почувствовал никаких изменений.

 

Есть независимость судей, независимость председателей судов. Система управления принятия решений в судах в корне отличается от других структур. В любом госоргане изменения происходят по команде первого руководителя. У судей начальников нет. Каждый сам выносит решения с первого дня работы. Поэтому развитие человеческого капитала судов – это основа судебной реформы, — отметил Асанов.

 

Также Асанов предложил сделать профессию судьи более привлекательной. По его словам, сильные юристы не стремятся стать судьями из-за неконкурентной зарплаты.

 

Какие меры необходимо предпринять, чтобы трансформировать судебную систему Казахстана?  

 

Во-первых, нужно повысить общественный статус судов и судей. Заработная плата слуг закона должна соответствовать их социальному статусу, учитывая сложности выполнения их функции. Оклад должен способствовать устойчивости к любому давлению, которое может негативно повлиять на их беспристрастность и независимость. В таком случае они больше не будут беспрекословно выполнять все приказы местных чиновников.

 

Во-вторых, нужно разгрузить судей от монотонной офисной работы, которую вполне могут выполнять их помощники или клерки. Судьи должны фокусироваться на своей основной задаче: анализе и применении права.

 

В-третьих, государство должно вкладывать деньги в IT сферу для нормального функционирования судебной системы. Времена пандемии особенно хорошо показали отсталость Казахстана по части цифровизации в судах. Многие заседания переносились на долгий период, хотя вполне можно было провести их в онлайн-формате.

 

Кроме того, важно, чтобы участники процесса знали свои права. Необходимо упростить процесс получения корректной и достаточной информации гражданами. На специальных сайтах должен быть не только свод законов, но и чат-боты, которые подскажут перечень документов необходимых для предъявления в суде. Также нужно обеспечить участников процесса информацией относительно прогнозируемого периода проведения процедур.

 

Эффективность работы судов играет важную роль в поддержании верховенства закона. Она обеспечивает его распространение на всех лиц: а это государственные и частные учреждения и субъекты. Включая само государство. Работающая судебная система гарантирует справедливые, своевременные и простые системы защиты. Также она помогает в борьбе с коррупцией. Важно отметить, что эффективная система судопроизводства позволяет людям развивать свой потенциал посредством реализации экономических и социальных прав. И, кроме того, она стимулирует инвестиции в бизнес.

 

Судебную систему в нашей стране нужно менять. И тут хотелось бы подчеркнуть, что в погоне за мечтами о новом Казахстане, не стоит забывать уроки прошлого. Ко всему вышеперечисленному нужно добавить важный пункт: опереться на опыт предков. Ведь наша история богата примерами успешных политико-правовых институтов. Вроде того же суда биев. Вы можете себе представить, чтобы Казыбек-би, Толе-би или Айтеке-би поступали несправедливо по отношению к своему народу? Какая память тогда осталась бы о них?
И пусть наши судьи тоже задумаются об этом. И пусть это будет для них уроком…

Айя Малеева