Марат Жыланбаев: НАМИ ПРАВЯТ ВОРЫ, бандиты и подхалимы
Сегодняшним гостем нашей традиционной рубрики «Диалог» стал человек-легенда, семикратный рекордсмен Книги Гиннесса, пробежавший все пустыни мира – марафонец Марат ЖЫЛАНБАЕВ, который (на что нечасто осмеливаются люди спорта) поделился своим критическим взглядом на ситуацию в стране. Если самодостаточные, известные на весь мир личности переходят в стан оппозиции, то значит не все вокруг «прогнулись», и молодому поколению есть на кого равняться.
– Марат Толегенович, задерживать вас накануне митингов становится традицией. Что произошло на этот раз?
– Всё началось с земельных митингов 2016 года. Тогда меня задержали возле монумента Байтрек в Астане и продержали несколько часов в полицейском участке. Затем я участвовал в митинге в связи с убийством гражданского активиста Дулата Агадила, который умер в стенах столичного СИЗО. Был в числе тех, кто выступал против переименования Астаны. Если вы помните, не так давно СМИ растиражировали еще одно мое задержание, когда я хотел дать интервью, а меня унесли буквально на руках. Это произошло перед камерами журналистов.
В этот раз я также намеревался принять участие в митинге 27 марта, однако за день до его проведения заметил наружное наблюдение за своим домом. Я живу в частном доме, и у меня установлены камеры видеонаблюдения. Мне удалось зафиксировать два автомобиля, в которых по нескольку часов сидели люди. На одной из них был российский, а на другой алматинский номер, хотя это Астана.
Я прекрасно понимал, стоит мне только шагнуть на площадь, я буду моментально задержан, поскольку митинг был несанкционированным. Всё же в этот день я выехал из дома на своем автомобиле и намотал 67 км. По ходу следования я менял маршруты, останавливался и писал круги, чтобы заснять на видео приставленные ко мне машины. При этом они даже не маскировались, а откровенно ездили за мной. После этого мне пришлось вернуться домой. О «приключениях» того дня я подробно написал на своей странице в социальных сетях.
Я глубоко убежден в правоте людей, которые несмотря ни на что выходят на митинги, поскольку считаю, что в нынешней ситуации молчать уже нельзя!
– Так уж сложилось, что известные казахстанцы предпочитают оставаться по ту сторону баррикады, чтобы не рушить свою комфортную жизнь, чего не скажешь о вас. Назовите тот день и событие, которое подтолкнуло вас проявить свою позицию в качестве гражданина?
– Я всегда был далеким от политики человеком и не особо в ней разбирался. Но после того, как 1995 году я оставил большой спорт, меня стали приглашать в разные партии. Был случай, когда Дарига Назарбаева лично попросила меня вступить в партию «Асар». Однако я не принял этих предложений.
Затем секретарь маслихата моего родного города Экибастуз Габбас Шаймерденов, которого я хорошо знал, предложил мне участвовать в выборах городского маслихата. Он так и сказал: «Это тебе пригодится, чтобы разбираться в политике». После недолгого раздумья я согласился, но сказал, что не буду рекламировать себя на встречах с избирателями и не буду вступать в никакие партии. Меня и так многие знают. Если люди проголосуют за меня, так тому и быть.
Я помню, что из 1000 агитационных листовок, я расклеил лишь десяток, остальное ушло в макулатуру (смеется). Несмотря на это, мои земляки проголосовали за меня, и я избрался депутатом маслихата. На этом посту у меня появилась возможность разобраться во многом. Я стал изучать законы и увидел, как нас обманывают.
Хочу вас поправить, что я не единственный, кто решил попрощаться с депутатским мандатом, чтобы говорить правду. До меня это сделал мой земляк и коллега по депутатству, Герой Советского Союза, ветеран афганской войны Николай Кремениш. Увидев происходящее изнутри, он ушел в оппозицию. Это было в начале 2000-х. В те годы власти инициировали выборность акимов. В качестве эксперимента решили провести такие выборы в нашем городе Экибастуз.
Скажу честно, в то время среди избираемых политиков еще были честные и порядочные люди. В депутаты шли не только лизуны, жаждущие власти и карьеры, но и те, кого делегировали трудовые коллективы. Поэтому среди депутатов тех лет попадались честные люди, которым можно было верить. Городской маслихат Экибастуза состоял из 17 депутатов. Мы между собой договорились, что выберем того акима, который пользуется доверием и уважением населения. Таким образом наш выбор пал на Набитовского Валерия Давыдовича. Однако на нас начали давить из Акорды, чтобы мы выбрали Романа Скляра. Теперь он заместитель премьер-министра. Мы наивно возразили, что нам обещали свободные и честные выборы, и из 17 депутатов 16 проголосовали за Набитовского. Потому что так хотел народ.
После этого нас буквально стали «кошмарить». На одного депутата возбудили аж 13 уголовных дел! Если хоть одно было обосновано, то как он избрался депутатом?! На другого моего коллегу возбудили 7 уголовных дел! На меня откопали старое дело за драку, которая произошла в 1986 году! Одним словом, на нас оказали мощнейшее давление. После этого из 17 депутатов нас осталось четверо, которые договорились идти до конца. Мы отказались выполнять требование власти – очернить человека, которого сами же выбрали. Однако его «отодвинули» и без нас. В течение года на Набитовского возбудили несколько высосанных из пальца уголовных дел и сняли с поста акима.
Я знал всех акимов нашего города. Честнее Набитовского никого не было! Он никогда не наглел, как это делали другие чиновники. Не смотря на высокую должность, Валерий Давыдович всегда за всё платил сам и требовал чек. Таким же честным человеком был и Габбас Шаймерденов.
Когда Валерия Набитковского посадили под домашний арест, я хотел собрать жителей нашего города в его поддержку, поскольку народ его действительно уважал. Но он не позволил этого сделать. Валерий Давыдович мне так и сказал, что от него требуют отказаться от своего поста, что он вынужден сделать. После ухода с поста акима Набитковский переехал в Россию, и все ранее возбужденные уголовные дела сразу же прекратились. Многих депутатов маслихата сменили, вместо них пришли послушные подхалимы и лизоблюды.
Вся эта история, а также вышедшая в те годы книга Рахата Алиева «Крестный тесть» и послужили толчком, чтобы я пересмотрел свои взгляды на положение вещей. Эту книгу запретили не зря. Ведь среди прочего Рахат предупредил о многих вещах, которые спустя годы сбылись. К примеру, в книге говорилось, что Астану и проспект Фурманова в Алматы переименуют.
– Скажите, что чувствует 58-летний мужчина, заслуживший имя самого сильного и выносливого человека планеты, не раз смотревший в глаза смерти в пустынях, когда его скручивают полицейские, годящиеся ему в сыновья, и как барана закидывают в автозак?
– Как-то не задумывался над этим, но это точно не страх. Страх – это тормоз, который останавливает человека. Если бы я чувствовал страх, то я бы никогда не пошел бы покорять пустыни, не убегал бы на несколько месяцев из детского дома, куда попал в возрасте 7 лет после смерти родителей. Если вы хотите чего-то достичь, сперва нужно побороть свой страх и сомнения.
Когда правда на твоей стороне, её надо защищать. Каждый раз, выходя на митинги, я подаю пример молодежи. Я пишу посты в социальных сетях, чтобы люди убедились, что нами правят бандиты и воры. А вор должен сидеть в тюрьме. И чтобы это понять, нам нужно менять сознание общества.
Находясь в автозаке или полицейском участке, я им прямо говорю, что их профессия самая гнилая и презренная. Один из полицейских как-то ответил, а где ему работать. Я сказал, если ума на что-то другое не хватает, то бери в руки лопату, это будет честнее и порядочнее.
К сожалению, сегодня мы видим, что наши человеческие ценности очень сильно изменились. Такие простые вещи как – не убий, люби, уважай, созидай, живи по средствам, честь, совесть и порядочность – давно забыты. Мы это видим, когда олимпийский чемпион опускается до уровня уличного титушки, чтобы получить депутатское кресло. Понятно, что, привлекая именитых спортсменов в ряды своей партии, власти пытаются поднять свой имидж. Такое происходит и в соседней России.
Еще хотел бы отметить, что я бы никогда не стал спортсменом, если бы спортивные секции были платными. Сперва я записался в секцию борьбы, затем бокса. Потом был парусный спорт, спортивное ориентирование и бег. То есть каждый человек предрасположен к какому-то виду спорта. В моем случае им оказался бег. Сейчас наше бедное население не может позволить своим детям платные спортивные секции. Даже дворовые клубы стали платными.
При этом давно известно, что дети из обеспеченных семей редко становятся великими спортсменами. Великими становятся те, у кого есть мечта – вырваться из бедности благодаря спорту. Если мы сделаем спортивные секции бесплатными, то создадим условия для естественного отбора. Ни в один столичный спорткомплекс, простой смертный не зайдет. При этом строительство этих шикарных спортивных сооружений осуществлялось за счет рядовых налогоплательщиков. Я не раз пытался поднять этот вопрос, но даже я, вроде бы известный спортсмен, никак не могу попасть на прием к министру спорта.
– Несмотря на вышесказанное, мы видим, что вы не отступаете. Что вами движет?
– Желание навести порядок в своей стране и избавиться от диктаторского режима. Вот что мной движет. Нами правят воры, лизоблюды и подхалимы. Возьмем того же второго президента, которого называют «мебелью». За два года его президентства мы все стали свидетелями, что он ничего из себя не представляет.
В упомянутой мной книге «Крестный тесть» Рахат Алиев характеризует Токаева, как трусливого человека. Это и есть главная причина его назначения на пост президента. Именно Токаев, едва вступив в свою должность, выдвинул инициативу по переименованию Астаны и улиц во всех крупных городах. Если называть вещи своими именами, то самый главный лизоблюд – это Токаев. Так и напишите. Тем более у вас есть диктофонная запись моих слов.
– В своих воспоминаниях о детском доме вы сказали: «Детдом – это дедовщина со своими законами: надо драться – дерись, у своих не воруй, нельзя быть слабым. Слабаков давят». Если перенести ваши слова в нашу действительность, то казахстанская власть ворует у своего народа и его же давит. Получается наш народ слабый и не способен драться?
– Всех, кто хотел драться – убивали. Так происходило всегда. В 30-е годы расстреляли алашординцев. Тогда это коснулось не только казахов, но и другие народы СССР. В 1986 году казахи выступили против гегемонии Москвы, когда убрали Динмухамеда Конаева и назначили никому не известного Колбина. То есть желание бороться у нас есть.
Но нас одурманили. Переписали всю историю. Если взглянуть на пятитомник истории Казахстана, то Конаев, правивший страной 25 лет, там упомянут всего четыре раза, два из которых в негативном плане. Возьмите любую книгу, везде только Назарбаев. Тот же диктатор Лукашенко удержал экономическое наследие СССР. А наш Назарбаев всё растратил. То есть он даже как экономист – никакой.
Он уничтожает не только страну, но и людей. Взять к примеру, Мухтара Джакишева. Он один из лучших специалистов, поднявший атомную отрасль Казахстана. Мы входили в первую строчку лидеров. Но его убрали, потому что был связан с оппозицией.
– Все здравомыслящие граждане Казахстана понимают, что у них отняли свободу и несбывшиеся надежды. Как Назарбаеву удается это проделывать три десятилетия?
– В первую очередь это связано с низкой политической культурой нашего населения. Назарбаев уничтожил независимые СМИ. Чтобы укрепить единоличную власть, он переписал Конституцию, распустил Конституционный суд, а вместо него сформировал Конституционный совет, который ничего не решает. Только для себя убрал все возрастные ограничения для президентства. Чтобы люди забыли первую, настоящую Конституцию, принятую в 1993 году, которая была по настоящему демократической, он дату принятия второй Конституции сделал праздничным днем. Все эти годы Назарбаев меняет и подстраивает все законы под себя. Шаг за шагом ему удалось установить свой диктаторский режим правления.
Но я думаю, что интернет исправит положение и раскроет людям глаза. Ведь многие казахстанцы даже не осведомлены о том, что произошло в Жанаозене, где по неофициальным данным убили более 60 человек. Ведь в Жанаозен не впустили независимые СМИ и международные организации, а значит, было что скрывать. Вина за эту трагедию целиком лежит на Назарбаеве, это сомнению не подлежит. Нам нужно добиться того, чтобы было проведено объективное расследование тех событий и привлечь к ответственности всех виновных. Также нужно расследовать, как его близкие родственники и подельники стали олигархами. Как стала возможна ситуация, что Назарбаев народными деньгами распоряжается, как своими собственными.
У нас в Астане очень трудно бастовать, поскольку мы – город чиновников. Ведь не зря Назарбаев перенес столицу в Астану. В Алматы люди более свободные, и он их боится. Да и здесь он огородился высоким забором, потому что боится собственного народа. Таким образом Назарбаев шаг за шагом укреплял свои позиций, а его окружение лизоблюдов помогало ему в этом. Они же помогли переименовать Астану в Нур-Султан.
К слову, я раньше проводил «Зимний марафон Астаны». Деньги и спонсоров на его организацию находил сам. После того, как город переименовали, я отказался его проводить. Я не захотел видеть заголовки: «Марат Жыланбаев провел «Зимний марафон Нур – Султан». Теперь я его проведу только после того, когда нашей столице вернут прежнее название.
– Предлагаю заострить внимание на китайском вопросе, который никак не утихает. Тут два момента – китайская экономическая экспансия и земельная проблема. Так вот, если посмотреть официальные цифры касательно китайских инвестиций, то можно обнаружить их значительное сокращение за последние годы. И пока мы тут митингуем с лозунгами «не отдадим землю китайцам», все плодородные земли отходят в собственность богатых казахов и латифундистов. Может, «китайская риторика» – это такой прием по отвлечению внимания?
– Самые главные враги Казахстана – это не китайцы, а семья Назарбаевых! Они захватили все лакомые кусочки нашей страны. Возьмите к примеру Алматы. Все дома в районе Медео принадлежат родственникам Назарбаева, акимам, министрам и приближенным к семье олигархам.
Я знаю депутатов, которые незаконно завладели тысячами гектаров земли, а потом их распродавали. Тот же пример с КазНУ им. Аль-Фараби, чьи земли были проданы под строительство элитного ЖК. То же самое происходит с природными заповедными зонами. Я разделяю мнение, что наши земли захватили не китайцы, а наши олигархи. Поэтому всё украденное нужно возвратить народу. Если мы считаем себя вольными и свободолюбивыми казахами, нам нужно доказать это на деле. В этом плане я горжусь кыргызами, украинцами и белорусами.
– Вы являетесь представителем поколения, на чьих глазах происходило становление независимого Казахстана. Назовите достижения и провалы 30-летнего правления Нурсултана Назарбаева?
– Тут бы вспомнить достижения (смеется). К достижению можно причислить полет первого космонавта казаха Тохтара Аубакирова, хотя это было еще на закате СССР. Я горжусь, что знаком с ним, и то, что он тоже был в рядах оппозиции. Еще одно достижение – это закрытие ядерного полигона. Но надо понимать, что это заслуга не Нурсултана Назарбаева, а Олжаса Сулейменова и всего казахстанского народа. Других достижений не могу вспомнить.
Что касается провалов, то это наша сегодняшняя действительность. Мы провалили не только экономику, но и политику. Взять те организации, где мы состоим. Мы же везде в проигрышном положении! Скажите, зачем нам покупать российские автомобили?! Почему в Армении и Грузии дешевые машины? Потому что они не создают искусственные препоны, как это происходит у нас. За счет этого их жители ездят на новых машинах, которые наносят меньше вреда экологии.
Провалы везде – в спорте, в культуре, в медицине, в образовании. Самые лучше университеты перешли в руки родственников Назарбаева. К огромному провалу также можно отнести культ личности Назарбаева. Даже Северная Корея не переименовывала свою столицу. Назарбаев самый «понтовитый» казах в мире. Доходит до смешного, когда он подает знаки своему фотографу, чтобы он сделал удачный снимок с главами государств-лидеров. Все наши провалы только из-за одного человека.
– Вы в одиночку пробежали многие пустыни мира. О чем думает бегущий по пустыне человек?
– Я еще с детства любил временное одиночество. Это дает возможность остаться наедине со своими мыслями. Поэтому я никогда не слушаю музыку, когда бегаю. Я просто наслаждаюсь бегом и природой. Бег для меня – удовольствие. Все свои рекорды я установил не сильно напрягаясь, на пульсе 110-120, то есть отдыхая. Что касается мыслей, то их много. Но большинство из них касались спорта и семьи. Хочу вам сказать, если человек всё промыслит, то он и спит хорошо.
Человек не может заснуть не от того, что не может расслабить мышцы своего тела, а от мыслей. Мозг забирает больше энергии, чем мышцы. Поэтому, когда вы много продумали, ваш мозг сразу переходит в режим отдыха. Когда я бегал по пустыням, я засыпал буквально за минуты.
– После того, как вы одолели пустыни мира, какие цели ставите теперь?
– Моя цель – это демократический Казахстан со свободными гражданами. Я хочу, чтобы казахстанцы ничего не боялись и наконец-то поняли, что они являются хозяевами Казахстана, а не воры и бандиты, которые управляют нами.
Мне часто задают вопрос, не связана ли моя активность с планами переезда в ту же Америку. Так вот, меня еще в 90-е годы пригашали в США, Россию и другие страны, чтобы я выступал от их имени. Но я никогда об этом не думал и не планировал куда-то уезжать. Родина у человека одна, и смене не подлежит!
– Спасибо за интересную беседу!
Азамат ШОРМАНХАНУЛЫ,
«DAT» 01.04.2021.
Наша справка
Казахстанский марафонец Марат Жыланбаев за семь дней марафонского бега взобрался на Эльбрус (5642 метра) — самую высокую горную вершину в Европе. Самые длинные пробеги: через пустыню Каракумы в апреле 1992 года (1200 км за 20 дней), Сахару с 27 февраля по 23 марта 1993 года (1700 километров за 24 дня), пустыню Большая Виктория (Австралия) с 24 ноября по 15 декабря 1993 года (1600 км за 22 дня).