Что такое планирование

0

Тема: Планирование

П Л А Н

ВВЕДЕНИЕ

  1. Сущность планирования
  2. Методологические основы планирования
  3. Система планирования
  4. Принципы и методы планирования
  5. Государственное планирование развития страны

5.1. Стратегическое планирование

5.2. Индикативное планирование социально-экономического развития

  1. Бизнес- планы и методика их составления

7. Зарубежный опыт планирования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

В В Е Д Е Н И Е

Республика Казахстан по признанию США и Европейского союза получила статус государства с рыночной экономикой. Такое положение налагает большую ответственность и требует обеспечения устойчивого развития экономики в условиях глобализации и жесткой конкуренции.

Особое значение при этом имеет планирование социально-экономического развития как важный элемент механизма хозяйствования на всех уровнях управления. Международный опыт показывает, что успех страны в конечном итоге будет зависеть от выработки правильной стратегии и научно-обоснованных планов их реализации.

За последние годы в Казахстане сложилась стройная система планирования, включающая в себя долгосрочные научные прогнозы и концепции, стратегические планы и государственные программы, среднесрочные и текущие индикативные планы социально-экономического развития страны (отраслей, регионов) и бизнес-планы хозяйствующих субъектов. В реальных рыночных отношениях в условиях жесткой конкуренции производителей продукции предпринимателям и менеджерам нельзя полагаться только на свой опыт, инструкцию или удачные обстоятельства, так как краеугольным камнем предпринимательского дела являются вопросы стратегии и планирования развития предприятия. Планирование как функция управления производством системы особенностей управления ее функционированием и развитием позволяет охарактеризовать одну из важнейших функций управления планирование. Исходя из вышесказанного, планомерное развитие экономики можно понимать как развитие, соответствующее задачам, поставленным определенным органом управления. Таким образом, планомерное развитие, по сути дела, — противоположность стихийному, лишенному целевого руководства развитию экономики. зависимости от способа производства. Ведь в истории нет и не было такой экономической системы, развитие которой совершалось бы без всякого воздействия со стороны заинтересованных субъектов или определенных органов управления. Любой более или менее крупный предприниматель, фирма, государственное, кооперативное предприятие всегда имеют известный план ведения своей деятельности.

Таким образом, не вызывает сомнений вывод, что построение и использование планов, программ — одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством, хозяйством. В чисто логическом смысле план, прежде всего, содержит в себе ту систему перспектив и результатов, реализация которых имеется в виду или уже намечена соответствующим органом управления данным хозяйственным объектом. Сюда могут относиться, например, перспективы роста объемов продукции, повышения производительности труда, развития техники, технологии производства, его кооперирование и т. д. Такого рода перспективы должны строиться на основе учета не только целей производства, но и на основе анализа объективных условий деятельности. Следовательно, эти перспективы являются выражением желательных результатов хозяйствования в возможных на определенный период рамках.

Исходя из этого, можно охарактеризовать два других важнейших элемента планирования, элемента любого плана: во-первых, анализ сложившейся хозяйственной ситуации и тенденций ее развития, и, во-вторых, построение системы мероприятий и выбор средств воздействия на ход развития производства в целях направления его по максимально желаемому руслу. Нетрудно заметить, что эти элементы во многом совпадают с этапами формирования модели развития производства, что еще раз доказывает важность планирования для любого развития вообще.

Таким образом, определение перспектив развития, анализ сложившегося положения и разработка на этой основе программы мероприятий для достижения поставленной цели — три основных и необходимых элемента построения плана. Сущность этих элементов говорит о теснейшей связи их с проблемой предвидения, прогнозирования хода социально-экономического развития.

Достаточно широко известна формула французского философа Огюста Конта: знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы управлять. В этой формуле хорошо выражена мысль о том, что управлять, а следовательно, и планировать — нельзя без предвидения и что предвидеть можно только на основании имеющихся знаний.

В свою очередь, обоснованное предвидение, прогнозирование опирается, во-первых , на знание связей и закономерностей социально-экономического, хозяйственного развития, и, во-вторых, на знание практического опыта. Социально-экономические явления отличаются чрезвычайной сложностью и малой степенью устойчивости по причине влияния на них огромного числа факторов. Отсюда и высокие требования, которые предъявляются к анализу и разрабатываемой на его основе программе действий.

Сложность социально-экономических явлений, их анализа и прогнозирования развития состоит и в сложности экономической системы, в которой они имеют место: особая, сложная организация этой системы нуждается в согласованном функционировании отдельных ее элементов. Поэтому можно сказать, что планомерность означает еще и постоянное, сознательно поддерживаемое соответствие (пропорциональность) отдельных частей, структурных звеньев экономики. Все стороны экономической жизни, соотношения и связи между ними, направления и темпы развития подлежат, исходя из этого, обязательному анализу и отражению в плане. Следовательно, можно еще раз подчеркнуть, что планирование и прогнозирование являются важнейшими функциями процесса управления производством, без них трудно осуществима успешная работа предприятия. Они позволяют:

  • предвидеть перспективу развития предприятия на будущее, использовать будущие благоприятные условия либо решать возникающие проблемы;
  • более рационально распределять и использовать все ресурсы предприятия;
  • обеспечивать устойчивость бизнеса и избежать риска банкротства;
  • целеустремленно, последовательно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;
  • своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
  • повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия;
  • обеспечивать координацию действий на предприятии;
  • стимулировать сбор, анализ и использование необходимой информации;
  • совершенствовать контроль за ходом производственно-хозяйственной деятельности.
  1. СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ.

Объективная необходимость планомерного развития экономики возникает по мере обособления производителей и развития общественного разделения труда.

В экономической литературе применяется система пропорций, в которую входят международные, народнохозяйственные, межотраслевые, внутриотраслевые, внутрипроизводственные и территориальные пропорции. Все эти указанные виды взаимосвязаны между собой, служат условием планомерного развития народного хозяйства и устанавливаются в процессе формирования планов. Они отражают сбалансированность экономики и позволяют судить об эффективности общественного производства, совершенствовании его структуры, ускорении темпов экономического роста и решении экономических и социально-политических задач планируемого периода.

Таким образом, планирование представляет собой сознательную деятельность людей, направленную на установление определяемой экономическими законами внутренней и взаимной пропорциональности производства, обращения, распределения и потребления. Поэтому планирование является одним из важных звеньев в управлении народным хозяйством. Его цели заключаются в устранении отрицательного эффекта  неопределенности и изменчивости среды развития экономики.

В условиях развития новых хозяйственных отношений, связанных с переходом от административно-плановой к рыночной экономике, планирование принимает новые черты и призвано решать, наряду с существующими, новые задачи. Основная черта нового качества планирования состоит в замене директивного планирования сверху направляющим планированием, отражающим взаимовыгодное соглашение центра, регионов и местных органов с предприятиями и организациями.

Рынок становится как бы контролером, экспертом планового регулирования продукции и поддерживает прямую и обратную связь со всеми субъектами планирования и хозяйствования.

Саморегулирование рынка приводит к серьезным деформациям и провалам в глобальных, экономических и социальных процессах. Государство, опираясь на возможности планирования, корректирует возникающие деформации и периодически возвращает рыночные отношения в режим современной конкуренции, экономику в состояние динамичной сбалансированности, потребление наименее защищенных слоев населения – на уровень общественно-признанного прожиточного минимума. Плановая система без рынка, рыночных отношений и механизмов, а рыночная система хозяйствования без планирования, регулирования и прогнозирования не могут быть достаточно эффективнымизж.

При любых декларациях рыночной свободы планы (именно планы, а не приказы и директивы) экономического развития составляются во всех странах. Объективная необходимость планирования вызывается рядом обстоятельств.

Во-первых, ныне в развитии экономики постоянно усиливается воздействие научно-технического прогресса, идет переход к более совершенным и сложным технологиям, рациональным формам организации труда и производства, что требует планирования последствий.

Во-вторых планирование как необходимая функции управления используется государством для предвидения цикличности в экономическом развитии, поддержания динамичной сбалансированности и корректировки возникающих деформаций, для установления связи экономических и социальных результатов, защиты интересов малоимущих слоев населения.

В-третьих, в условиях рыночной экономики любая фирма (предприниматель) независимо от форм собственности и хозяйствования, времени образования и размеров производства должна заниматься разработкой своей стратегии развития и тактики предпринимательской деятельности для достижения конечной цели. Так и экономика может успешно развиваться при условии правильного выбора направления развития на основе научно обоснованного планирования.

Стюард Холланд, профессор Европейского университета (Флоренция) отмечает, что «планирование и смешанная экономика в 20 веке сыграли решающую роль в периоды успешного функционирования систем рыночной экономики. Успех достигался именно благодаря эффективному сочетанию государственной и частной форм власти. Власть рынка предполагает независимое накопление и размещение капитала. Ключевой задачей планирования в смешанной экономике являются преодоление дефицита на частном рынке и гарантия того, что расхождения между частной и общественной выгодами могут быть компенсированы с помощью государственного регулирования. Но нет единого сочетания составных частей смешанной экономики, как нет и единственной модели планирования, пригодной во все времена и для всех экономических систем».

Планирование – есть умственный процесс обработки информации с явно выраженной направленностью на обеспечение предстоящих действий. Противоположностью планирования является импровизация.

Планирование – это, прежде всего, научное предвидение развития и результатов общественного производства, построенное на установлении его закономерностей, тенденции социального и научно-технического прогресса, объективных зависимостей и причинно- следственных связей в экономике.

План включает в себя постановку точно определенной цели, предвидение конкретных, детальных событий исследуемого объекта. В нем фиксируются пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами, обосновываются принятые управленческие решения. План основывается на результатах и достижениях конкретно- прикладной теории.

Гипотеза
Научное предвидение цели

 

Прогноз

 

 

Планирование

 

 

Оценка и анализ
Контроль и ревизия
Планирование
Организация: принятие решений и их реализация

 

План  это однозначное решение, в том числе и тогда, когда он разрабатывается и на вариантной основе. План имеет директивный, конкретный характер. При планировании действует схема: «цель – директивная, пути и средства ее достижения – детерминированные, ресурсы – ограниченные». Наука планирования изучает специфические проявления экономических законов в процессах, связанных с формированием темпов и пропорций общественного развития.                      Задача науки ответить на вопрос, как разработать и  осуществить план развития экономики, исходя из экономических законов. Выполнение этой задачи определяется прежде всего тем, насколько верно будут выявлены закономерности экономического развития, с одной стороны, и насколько полно они будут использованы в практической деятельности – с другой.

Практическая реализация поставленной задачи планирования осуществляется путем:

— установление цели развития экономики;

— изыскания оптимальных путей и средств их достижения;

— определения ресурсов, необходимых для  достижения поставленных целей.

При оценке роли планирования можно выделить следующие моменты.

Во-первых, в планах находят свое отражение изменения в целях правительственной политики, промышленной структуры и т. д., определяются приоритетные задачи и средства их достижения.

Во-вторых, в планах обеспечивается сбалансированность трудовых, материальных и финансовых ресурсов и намечается необходимая для развития экономики инфраструктура.

В-третьих план – это эффективной инструмент достижения согласия между различными субъектами рынка, он служит средством передачи обществу информации об экономической политике государства.

В-четвертых, в планах дается экономический прогноз, в соответствии с которым экономика должна и может развиваться.

Таким образом, государство уведомляет через показатели плана частные компании о намечаемой экономической политике (приоритетные направления, цены, финансы ), а частные компании на основании этого составляют свои долгосрочные и среднесрочные планы и программы.

  1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ.

Методология научного познания в широком смысле включает в себя объективные закономерности, методы исследования, логику и теорию научного познания.

Под методологией планирования понимают полный учет требований экономических законов, научные принципы, исходные положения, основополагающие правила формирования и обновления планов с точки зрения их целенаправленности, системы, структуры, логики и организации разработки.

От методологии планирования следует отличать методику расчетов различных показателей плана. Она носит частный характер, находится в соподчинении с методологией планирования и входит в последнюю как ее составная часть.

В формировании методологии планирования важную роль играют, прежде всего, более глубокое познание и механизм использования экономических законов общественного развития, Сознательное использование экономических законов предполагает:

— во-первых, их познание, т. е. процесс отражения объективного в сознании субъекта;

— во-вторых, научное предвидение последствий осуществления законов (действие субъекта на основе познанного закона, но действие еще пассивное);

Экономические закономерности развития общественного хозяйства в каждый конкретный период времени

— в-третьих, выработку конкретных мер хозяйственной политики, основанных на познании экономических законов.

Цели и задачи планирования
Методы планирования

 

Методологические принципы планирования

 

Эта схема  отражает логику планирования и указывает на то, что в основу государственного плана должны лечь не общие требования, диктуемые системой законов, а конкретные формы проявления этих законов в конкретных исторических условиях и в конкретный период времени. Цели и задачи планирования всякий раз должны продиктовываться выявленными закономерностями (таблица).

При разработке планов необходимо руководствоваться, прежде всего, определенными научными принципами. В условиях рыночной экономики общегосударственный план перестал быть документом, директивно определяющим каждый шаг предприятия.

Прежде всего, в условиях рыночной экономики общегосударственный план перестал быть документом, директивно определяющим каждый шаг предприятия. Его воздействия на решения, принимаемые трудовым коллективом и предприятиями, во многом приобретает индикативный характер. В связи с этим ранее используемый принцип директивности планов заменяется принципом индикативности. Это означает, что общегосударственные планы теперь носят рекомендательный, направляющий характер.

Наиболее важный принцип планирования – научная обоснованность и реальность плановых расчетов и заданий. Она достигается на основе учета требований объективных экономических законов, использования новейших достижений науки, техники и передовой технологии, организации производства и управления.

Другой важный принцип – пропорциональность, взаимоувязанность и сбалансированность показателей планов. Сущность этого принципа заключается в регулировании социально-экономических процессов в пределах определенной пропорции (общеэкономической, отраслевой, территориальной), в установлении их взаимной связи, в частности между спросом и предложением, между ценами на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, накоплением и приобретением и т. д.

Следующим  принципом планирования является сочетание интересов государства, общества и хозяйствующих субъектов, отраслевого и территориального признаков планирования.

Одним из главных принципов хозяйствования является выделение основного (ведущего) звена а общей системе мероприятий, нужных для решения поставленных задач.

Значимым в планировании является также принцип непрерывности, заключающийся в необходимости  заблаговременного разрабатывания планов на очередной период. При этом важно обязательное сочетание оперативных и текущих планов с перспективным планированием, стратегическими задачами развития экономики.

Принцип единства разработки планов и повседневной проверки их выполнения позволяет своевременно внести необходимые поправки и уточнения, устранять возникающие диспропорции и выделять внутренние резервы подъема экономики.

Вышеуказанные принципы планирования имеют большое теоретическое и практическое значение, служат организующим началом в разработке и обеспечении выполнения планов хозяйственного развития на всех уровнях направления.

Методика планирования представляет собой совокупность методов, конкретных способов и приемов технико-экономических и экономико-математических расчетов, необходимых для разработки отдельных показателей и раздела плана, их координации и увязки, а также для анализа и обоснования планов.

Существуют основные методы, применяемые при разработки планов:

  1. Экономико-статистические методы:

— метод экономического сравнения;

— средние величины;

— ряды динамики;

— метод группировок.

  1. Математико-статистические:

— корреляционный анализ;

— регрессивный анализ.

  1. Балансовый.
  2. Нормативный.
  3. Монографический.
  4. Метод экспертной оценки.
  5. Экспериментальный.
  6. Методы экономико-математического моделирования (сюда же можно отнести расчетно-конструкционный метод – как простую форму ЭММ).
  7. Абстрактно-логический.
  8. Социологический.

Ни один из методов не лишен недостатков. Поэтому при планировании используют различные методы, т. е. совокупность методов, дополняющих и уточняющих друг друга.

К числу важнейших методов, применяемых при планировании, относится и  балансовый метод.

Наибольшее распространение в планировании имеют материальные (натуральные), финансовые (стоимостные) и трудовые (рабочей силы) балансы.

Под нормативным методом планирования понимается способ обоснования показателей плана с помощью технико-экономических расчетов, базирующихся на использовании научных норм и нормативов затрат труда и средств. Существует еще метод вариантных расчетов, монографический, метод статистической выборки,  математической подборки.

В практике планирования применяются такие модели, как стратегическая модель межотраслевого баланса в натурально- стоимостном выражении, динамическая модель межотраслевого баланса в стоимостном выражении, факториальные модели экономического роста, модели планирования оптимального развития и размещения отраслей, модели формирования доходов и расходов населения, модели оптимизации перевозок и т. д.

  1. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ

Термин «система» произошел от греческого слова и означает целое, составленное из частей или соединений. Система планирования представляет собой совокупность организационных форм и методов, посредством которых реализуются требования экономических законов общества. Она включает в себя взаимоувязанные по срокам перспективные и текущие планы социально-экономического развития всех уровней. Задача в этих планах, методы их разработки, показатели, используемые в них, взаимообусловлены, в условиях рыночной экономики в систему планирования входят два  взаимосвязанных направления. Первое – это государственное индикативное планирование на республиканском и региональных уровнях, содержащее разработку научных прогнозов, программ, других плановых документов, направленных на ориентирование производителей товаров и услуг. Индикативное планирование состоит из целей и приоритетов социально-экономического развития государства, системы параметров (индикаторов), соответствующих этим целям и приоритетам, и способов их достижения. Второе – хозяйственное (внутрифирменное) планирование бизнеса, учитывающее государственные программы, прогнозы, ориентирующее показатели и выполняющее функции организации целенаправленной деятельности, отвечающей интересам хозяйствующего субъекта,  потребителя его продукции и услуг.

Стратегические долгосрочные планы
 

Индикативные планы

Целевые концепции и программы
Научные прогнозы
Государственное индикативное

планирование

 

Хозяйственное планирование бизнеса (фирменное) внутрифирменное
СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ

 

 

 

Народно-хозяйственный или социально-экономический план  на макроуровне должен определять:

— обозримые горизонты научного плана предвидения будущего на 20 – 25 лет вперед;

— целевую ориентацию производства (на 15-20 лет);

— выбор приоритетов в осуществлении технологической и структурной перестройки производства, инвестиционной и внешнеэкономической политики на 5, 10, 15 лет;

— Эффективное использование производственного, научно-технического, инвестиционного и интеллектуального  потенциала в текущие (1, 3, 5 летние ) периоды.

В условиях перехода на рыночные отношения планирование на макроуровне носит рекомендательный характер. Государство при этом в целях регулирования экономикой вырабатывает набор индикаторов в виде  макроэкономических показателей. Такие экономические регуляторы (льготы, лицензирование, квотирование, бюджетные субсидии и дотации и т. д. ) должны быть взаимоувязаны и направлены на достижение поставленных в индикативном плане целей.

Предприятие (микроуровень) самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников.

Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, в том числе с государственными органами и поставщиками материально-технических ресурсов.

В теории и практике в зависимости от  характера содержания, по срокам выполнения и другим признакам различают множество видов планов.

  1. По содержанию в аспекте экономической политики и предпринимательской деятельности:

—  стратегическое планирование, в котором обосновываются направление и методы реализации государственной социально-экономической политики, целевые задачи хозяйствующих субъектов по развитию, модификации переориентации деятельности в течение длительных периодов времени. Оно предлагает поиск новых возможностей;

— тактическое планирование,  в котором решаются краткосрочные задачи стратегии с учетом  изменяющейся конъюнктуры рынка. Оно определяет предпосылки для известных возможностей;

— оперативное планирование, в котором реализуются имеющиеся возможности в наилучшие  кратчайшие сроки (год, сезон, месяц, декада).

  1. По степени охвата:

— планирование, охватывающее все относящиеся к данному вопросу области и величины (комплексное, народнохозяйственное);

— частичное планирование (только определенные области и величины, территориально-региональное);

— на уровне предприятия (фирмы).

  1. По срокам выполнения:

— краткосрочное (оперативное) планирование (полгода, квартал, сезон, месяц, неделя);

— среднесрочное (тактическое) планирование (от 1 до 5 лет);

— долгосрочное (стратегическое) планирование (более 5 лет).

  1. По глубине планирования:

— глобальное;

— контурное;

— ограниченное;

— детальное.

  1. По сферам функционирования – планирование:

— производства;

— персонала;

— финансов;

— инновационное;

— заготовок и сбыта.

  1. По учету изменения данных:

— жесткое  (без изменения показателей в ходе выполнения плана);

— гибкое (периодическая корректировка показателей с учетом изменения условий).

  1. По очередности во времени:

— упорядоченное, текущее (по истечении срока – новые планы);

— скользящее (по истечении срока продлевается);

— внеочередное планирование.

  1. По временной ориентации:

— реактивное (нацеленное только в прошлое);

— инактивное (приспосабливающееся только к настоящему);

— преактивное (предпочитающее смотреть  только в будущее);

— интерактивное (ориентированное на взаимодействии всех лучших идей планирования).

  1. По способам планирования:

— «снизу вверх» (прогрессивный способ);

— «сверху вниз»  (ретроградный способ);

— круговой способ (встречное планирование).

Разработке плана еще предшествует сбор, обработка информации и системный анализ.

Система  целей развития  различных объектов планирования путей их достижения, получаемая в результате истинного анализа, представляет собой своего рода каркас для создания конкретных моделей и методов обоснования различных плановых решений.

  1. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

 Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих действий, устанавливают главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой линии трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

— принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;

— принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

— принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

— принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

— принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы.

  1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.
  2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами. Бизнес-планы и методика их составления.
  3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.
  4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.
  5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.
  6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.
  7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

Следовательно, основные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение наилучших экономических показателей. Многие принципы тесно взаимосвязаны и переплетены между собой. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие, например гибкость и точность, в разных направлениях. Наряду с рассмотренными важнейшими принципами планирования большое значение в рыночной экономике имеют принципы участия и холизма в разработанном Р.Л Акоффом новом методе интерактивного планирования.

Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя – неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими – неважно насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.

Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция.

Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.

Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимосвязи планов на всех уровнях. Поэтому для ее решения необходимо изменение стратегии другого уровня.

Сочетание принципов координации и интеграции дает известный принцип холизма. Согласно ему, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгодней планировать одновременно и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному планированию как сверху вниз, так и снизу вверх.

Существуют также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный.

В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.

Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.

Экспериментальный метод – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.

Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.

В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде.

Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование — это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений.  Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период:определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения.В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:     Формы планирования: — перспективное-среднесрочное- текущее (бюджетное, оперативное)     Виды планов:1. В зависимости от содержания хозяйственной деятельности: планы производства, планы сбыта, материально-технического снабжения, финансовый план, план рекламной работы, план по НОТ и др.2. В зависимости от структуры фирмы: план работы предприятия, секции, филиала, отдела. Планирование предполагает обоснованный выбор целей, определение политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей. В зависимости от направленности и характера рассматриваемых задач различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое или текущее. 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ. 5.1.Стратегическое планирование. Оно ориентировано на продолжительное существование предприятия и охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает разработку общих целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами.Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Поскольку в условиях стихийного развития рынка выражение планов в количественных показателях невозможно, планы выражаются в качественных показателях в виде прогнозов и программ. На их основе осуществляется координация перспективных направлений развития фирмы с учетом потребностей и ресурсов.Стратегическое планирование осуществляется в виде:     — долгосрочных планов: где показатели прошлого периода по принципу«будущее будет лучше прошлого» претворяются в программы действий, бюджеты, планы прибылей с определением отклонений фактических показателей от запланированных.     — стратегических планов: показатели развития фирмы на будущий период разрабатываются с учетом научного обоснования проблем, с которыми может столкнуться фирма. Здесь перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха.Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для организации. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения.Планирование способствует снижению риска при принятии решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.Для стратегического планирования характерны следующие положения.1. Небольшой плановый отдел (менее 6 человек) корпорации дополняется планированием на низших уровнях.2. Возраст функции планирования даже в наиболее крупных корпорациях насчитывается менее десяти лет.3. Стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства корпорации, проводимых ежегодно.4. Годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом.5. В большинстве организаций считают, что функция планирования может быть усовершенствована.     Среднесрочное планирование чаще всего составляется на 5 лет, т.к. именно этот срок более  всего соответствует периоду обновления производства и ассортимента продукции. В этих планах формулируются основные задачи на установленный период, например производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения; стратегия сбыта; финансовая стратегия; кадровая политика; определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материального снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства.Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития. План обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных подразделениях.     Текущее (оперативное) планирование заключается  определении промежуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий.Обычно это планирование осуществляется на год.  Планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки  оперативных планов для фирмы и её подразделений, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению.Основными звеньями текущего плана являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы составляются на основе сведений о наличии заказов, степени загруженности мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа, товарных запасов, товароснабжения, состояния конъюнктуры рынка. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию и замену оборудования, сооружения новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, предоставлению технических услуг и обслуживанию.Оперативные планы реализуются через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются по каждому отдельному подразделению, а затем собираются в единый бюджет или финансовый план фирмы. Бюджет представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах. Он охватывает все стороны деятельности фирмы и служит средством координационной работы всех звеньев фирмы. При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в перспективных и среднесрочных планах. Через бюджет осуществляется взаимоувязка между перспективными, текущими и др. видами планирования. Составлением бюджета занимаются различные службы, редактируют их администраторы, утверждает руководитель. Бюджет фирмы охватывает все стороны её деятельности и основывается на оперативных планах отделов и предприятий фирмы, поэтому он служит также  средством координации работы всех звеньев фирмы. 5.2.Индикативное планирование социально-экономического развития.Отказ от жесткого, директивного планирования и переход на рыночные отношения потребовали и новых форм координации действий всего механизма хозяйствования. При этом меры, принимаемые государством по управлению экономикой, его взаимоотношений с частным бизнесом, хозяйствующими субъектами строятся на демократических принципах на основе индикативного планирования. Индикативное планирование – это прежде всего предвидение, прогноз – отсюда и название его «индикативное», т. е.  «указательное». Оно не носит директивного характера, его механизм должен содержать ограниченное количество обязательных заданий, иметь рекомендательное значение и представлять собой свод мнений государственных органов и неправительственных организаций.Индикативное планирование неразрывно связано с использованием денежно-кредитных средств, предполагающее вмешательство государства в регулирование цен, определение направлений и условий инвестирования, стимулирование, поддержку или ограничение деятельности коммерческих структур, нацеливание их на развитие производства, использование в этих целях финансово-банковской системы, ограничение или запрещение кредиторских спекуляций и д.т.Индикативное планирование представляет собой процесс формирования системы параметров (индикаторов), которые характеризуют состояние и развитие экономики страны, соответствующие государственной социально-экономической политике, а также становление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы в целях достижения указанных индикаторов. Основные цели индикативного планирования:- Формирование системы информации о конъюнктуре внутреннего и мирового рынков, о предлагаемых государством  направлениях бюджетных ассигнований для инвестиций  или других мероприятий ;-предложение субъектам рынка показателей, составляющих как правило основу государственных (национальных) программ, которые могут их заинтересовать при осуществлении своей государственной деятельности; — ориентация товаропроизводителей в процессах развития новой техники и технологий, использование других достижений научно-технического прогресса.Процесс формирования индикативного плана происходит на принципе  обратной связи: правительство разрабатывает генеральную стратегию и основные направления экономической политики, уточняет набор индикаторов (экономических рычагов) в виде макроэкономических показателей, которые учитываются субъектами хозяйственной деятельности при определении перспектив развития; в свою очередь намерения хозяйствующих субъектов учитываются при разработке индикативных планов социально-экономического развития республики ( области, района).За годы перехода от административно-командной к рыночной  экономике в Республике Казахстан разработана система индикативных планов, которая содержит стратегические (долгосрочные), тактические (среднесрочные)  и текущие (оперативные) планы. Они разрабатываются на республиканском и региональном (области, районы, города) уровнях.Индикативный план  представляет собой документ содержащий основные направления социально-экономического развития, мероприятия по их реализации на планируемый период, целевые показатели (индикаторы) социально-экономического развития страны и перечень государственных экономических регуляторов.Целью индикативного планирования является достижение прогнозируемых  показателей в области реального сектора , финансовой системы, социальной сферы, уровня жизни населения, занятости, охраны окружающей среды, эффективности использования ресурсов, развития и использования науки и техники. Индикативное планирование должно :- обеспечивать соответствие среднесрочных и текущих  индикативных планов долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны;- повысить эффективность применяемых инструментов государственного регулирования экономики страны;- способствовать преодолению неравномерности уровня социально-экономического развития областей; — способствовать обеспечению высокого уровня саморегуляции экономики на основе действия рыночных механизмов. Среднесрочный индикативный план разрабатывается сроком до 5 лет и служит для достижения среднесрочных социально-экономических целей и включает в себя механизмы по решению социально-экономического развития в этом периоде. Индикативные планы социально-экономического развития Республики Казахстан на среднесрочный период 2001-2005 гг. и текущий 2001 г. разрабатывались в соответствии с Постановлениями Правительства РК от 21 марта 2000г. №432 «Об утверждении Правил разработки индикативных планов социально-экономического развития страны РК» и от 23 марта 2000 г. №433 «О разработке проекта республиканского бюджета на 2001 г. Текущий (годовой) индикативный план , разрабатывается на каждый год пятилетки, — это детализированная программа по реализации среднесрочного индикативного плана Среднесрочный индикативный план состоит из следующих разделов:1)    основные направления социально-экономического развития РК;2)     программа государственных инвестиций;3)     Отраслевые программы развития реального сектора, 4)    финансовой системы и социальной сферы.                                                                                                                                              .                                                                                          Текущий (годовой) индикативный план  состоит из следующих разделов:1)    основные направления социально-экономического развития РК;2)     программа государственных инвестиций;3)     план мероприятий правительства на планируемый период (год);4)                       Государственные экономические регуляторы. 6.     БИЗНЕС ПЛАНЫ И МЕТОДИКА ИХ СОСТАВЛЕНИЯ. Бизнес – это система ведения дела и деловые отношения людей. В зависимости от субъектов бизнеса и формы собственности различают:1.                  Предпринимательский бизнес, основанный на частной собственности на средства производства, из которой выросли и другие современные формы негосударственной собственности – групповая, коллективная, кооперативная, акционерная, паевая; основными направлениями предпринимательского бизнеса являются производство продукции, коммерция (торговля) и коммерческое посредничество.2.            Потребительский бизнес, построенный на частной собственности на предметы потребления и услуги Участники потребительского бизнеса выступают все граждане, а также предприниматели в качестве потребителей продукции других фирм.3.     Трудовой бизнес, базируется на рабочую силу. Субъектами бизнеса выступают работники, осуществляющие трудовую деятельности по найму, контрактной или иной основе.4.                        Государственный бизнес, основанный на государственной собственности на средства производства, информацию, продукцию интеллектуального труда, ценные бумаги, денежные ресурсы. При этом государственные органы выступают равноправными партнерами других участников деловых отношений.Любой бизнес в рыночной экономике имеет свою стратегию и тактику. Стратегическая цель бизнеса – максимилизация выгоды(дохода, прибыли, наживы) в процессе осуществления деятельности (различных сделок). Тактическая цель – реализация этой стратегической установки в отношениях с каждым партнером и клиентом по каждому конкретному поводу с использованием конкретных условий осуществления сроков предмета сделки. Планы (проекты) или программы действий (деятельности), обеспечивающие обоснованность замысла, надежность достижения целей и желаемого результата (максимально возможных, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга мероприятий и операций получили в зарубежной практик название бизнес-планов. Содержание бизнес-планов в условиях рыночной экономики значительно шире, чем производственно-финансовых планов в условиях централизованного планирования.В современной экономической теории и в практике бизнес-план выполняет 4 функции.Первая функция связана с возможностью его использования для развития концепции, стратегии развития бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, при обосновании целесообразности новых направлений деятельности. Вторая – планирование. Оно позволяет правильно установить цель и задачи фирмы (предприятия, предпринимателя), наметить текущие, средние и долгосрочные тенденции (прогнозы) развития, оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы развития, снизить степень риска и внести нужные коррективы.Третья – позволяет привлечь денежные средства (внешние и внутренние), необходимые для создания, увеличения  и обновления производственных мощностей, внедрение новой технологии, расширения или изменения ассортимента выпускаемой продукции и улучшения ее качества и т. д. Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов фирмы потенциальных партнеров, которые смогут вести совместное производство, вложить собственный капитал, ресурсы или имеющуюся в их арсенале технологию.Основные требования  предъявляемые к бизнес-плану и принципы его разработки:- достоверность, как отражение реального истинного состояния дел на предприятии;- конкретность и обоснованность всех вложений;- четкость, логическая последовательность и убедительность аргументации;- своевременность, т.е. составление и соответственно использование документов по назначению в нужное время;- адресность – доставка необходимой информации в нужное время  и нуждающемуся в ней человеку. Важнейшим разделом бизнес-плана является План маркетинга, который определяет стратегию в области торговли и обслуживания, цен, рекламы на всех стадиях бизнеса — от появления продукции на рынке до ее продажи и послепродажного обслуживания. Разновидности бизнес-плана:- план маркетинга;- производственный;- организационный;- план менеджмента;- финансовый план и стратегия финансирования; — оперативный рабочий план;- оценка риска и страхование. 7.     ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПЛАНИРОВАНИЯ. Планирование как метод государственного регулирования достаточно хорошо применяется за рубежом. В отличие от административных методов управления экономикой на основе директивных государственных планов, применявшихся в социалистических и развивающихся странах, в большинстве стран с рыночной экономикой используются преимущественно экономические. При  этом меры, применяемые государством, его взаимоотношения с частным бизнесом строятся на демократических принципах, на основе индикативного и стратегического планирования. Индикативное планирование возникло после «великой депрессии» 30-х годов (экономический кризис 1929-1933 гг.), когда капиталистические государства были вынуждены вводить дополнительные регуляторы рынка в виде национальных планов и программ, налоговых и банковских рычагов.Индикативные государственные планы включают в себя лишь несколько важных позиций и носят в основном рекомендательный характер. Их главным содержанием является обеспечение социальных пропорций в обществе: уровня безработицы и инфляции, регулирование темпов роста заработной платы, повышение профессионального уровня кадров, достижения сбалансированности спроса и предложения, обеспечение высокого технологического уровня производства, развитие отдельных приоритетных направлений в национальной экономике.Для выполнения таких планов государство предоставляет участвующим в его реализации соответствующие налоговые и ссудные льготы, а также прямые государственные заказы. Планы используются также для регулирования хозяйственных процессов в регионах. Они служат ориентирами для заключения договоров с органами  местного самофинансирования о материальных и финансовых аспектах развития соответствующих регионов, в  том числе выделение из центрального бюджета субсидий и дотаций.В связи с углубляющейся интеграцией национальных экономик в мировое хозяйство в большинстве развитых стран приступили к стратегическому планированию, содержащему:  укрепление национальной валюты, повышение его образовательного уровня, обустройство территории, социальную защиту населения. Уровень планирования в развитых странах зависит от различных географических, экономических, политических, социальных условий, от исторического развития, образа и уровня жизни населения конкретной страны, а также от экономического и политического взаимодействия с другими государствами. Если оставить в стороне планирование развивающихся стран, где оно пока не составляет единого комплекса, то  можно говорить о  следующих системах планирования в развитых странах:  северо-американской, азиатской, европейско-западноевропейской. Эти системы отличаются друг от друга, в то же  время они могут существовать и применяться в странах других континентов.Североамериканская или адаптивная система сппланирования распространена в США и Канаде. С ними вступает в интеграцию Мексика. Она позволяет четко  реагировать на изменения рынка, что обеспечивается подвижностью структур и функцией регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро- и  микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.Азиатская система планирования или преактивная модель (Япония, Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур)  тесно связывает хозяйственные планы с политической реальностью в мире. Она характеризуется системой субсидий и во  многих случаях протекционистскими тарифами (особенно применительно к отраслям на начальной стадии развития). Предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точечной» дозировки объемов государственного вмешательства, использование планирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей. В этой системе преобладает японская модель планирования, которая включает в себя:1)    план развития национальных территорий сроком на 10 лет;2)    экономический план развития сроком на 5-10 лет;3)    социально-экономическая политика на текущий год.В государственном и частном секторах японской экономики выполняются три главные задачи: смягчить неуравновешенность во внешней торговле; обеспечить населению Японии уровень жизни, соответствующий экономической мощи страны; без резких скачков добиться более устойчивых экономических и социальных результатов.Некоторые особенности планирования в Японии.Первая особенность общегосударственного планирования  социально-экономических планов  и научно-технических  программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики.Вторая особенность состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности и заметно изменяющееся в зависимости от конкурентоспособности на мировом рынке.Третья особенность: правительство предусматривает последовательное развитие конкуренции и всестороннюю поддержку  частных  фирм, добившихся успеха на  мировом рынке.Европейско-западноевропейская система планирования не имеет единообразной модели в силу исторических, политических и экономических различий в уровнях развития страны. Ее можно назвать эконометрической, или интерактивной. На базе статистических (динамических, межотраслевых балансов), моделей выстраиваются тренды, которые служат основой для среднесрочных прогнозов развития  страны. На прогноз «накладываются» средства макроэкономического регулирования с тем, чтобы добиться отклонения трендов в сторону достижения зафиксированных  социально-экономических индикаторов. Разработанный набор указанных средств фиксируется в законодательном акте о бюджете. Исходя из этого, отметим  принципиальные  отличия  западноевропейских моделей планирования:- конъюнктурное, или обозначаемое по названию страны, где оно впервые было применено (голландский тип планирования).- региональный, или так называемый итальянский  тип планирования.- скандинавская, или так называемая шведская модель, которая обеспечивает устойчивые социальные гарантии и высокий уровень жизни населения.- комбинированное. Оно базируется на соединении элементов упомянутых всех  названий моделей планирования. Из западноевропейских стран наиболее проработанной системой планирования располагает Франция. Она является родоначальницей принципов и методов планирования в условиях рынка. Общая модель планирования в развитых странах, следует отметить, что в Казахстане необходимо ориентироваться при принятии решений не только на теоретические модели ,но и на национальные особенности, на нравственные ценности общества (непринятие эксплуатации, свобода нравственного выбора, справедливость). ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Чтобы сделать выводы , хотелось бы положиться на следующие факты подтверждающие необходимость изучения планирования.руководством Впервые в истории страны в октябре 1997 г. под Президента РК Н. А. Назарбаева разработан и опубликован в печати научный прогноз о долгосрочной стратегии развития общества и экономики страны на период до 2030 г. Стратегия – «Казахстан – 2030» — столбовая дорога процветания, безопасности и улучшения благосостояния всех казахстанцев, основная идеология развития общества страны. В ней  на базе глубокого изучения мирового и собственного опыта, текущей социально-экономической ситуации, объективного анализа сильных и слабых сторон, внешних возможностей и угроз определена стратегическая цель (миссия) страны: « построение независимого, процветающего и политически стабильного Казахстана с присущими ему национальным единством, социальной справедливостью, экономическим благосостоянием всего населения. Казахстан, являясь центром Евразии, обладая огромными запасами природных и особенно энергетических ресурсов, наличием высокообразованного населения с высоким уровнем научно-творческого потенциала может стать Центрально-азиатским Барсом и служить примером для других развивающихся стран». Основными путями достижения высоких темпов роста является: свободный рынок, жесткая финансовая политика, невмешательство государства в действие рыночных сил, самоограничения в потреблении и сильные накопления, широкий приток иностранных инвестиций, новых технологий и знаний, современная инфраструктура и образование. В соответствии с ними предусматривается реализовать семь долгосрочных приоритетов на протяжении трех предстоящих десятилетий:1.Национальная безопасность.2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества.3. Экономический рост.4. Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана.5. Энергетические ресурсы.6.  Инфраструктура, в особенности транспорт и связь.7.   Профессиональное и эффективное правительство, решительная борьба с коррупцией  и преступностью.На основе Стратегии «Казахстан – 2030» правительством разработана первая «Схема развития и размещения производительных сил РК на период до 2015 года». Эта схема представляет собой план- прогноз и носит индикативный характер.Этапы развития экономики: Первый этап (2001-2004гг.) – посткризисный этап оживления производства. Рост с темпами 7-8% в год за счет расширения преимущественно добычи нефти и экспорта ее.Второй этап (2005-2008 гг.) – этап начала  качественных изменений, реструктуризации и обновления производственного аппарата действующих  предприятий и формирование новых отраслей и производств. Рост с темпами 4-5% в год.Третий этап (2009-2015 гг.) – этап ускоренного экономического роста с темпами 7-8%  в год.В случае выполнения всех условий стратегического плана можно рассчитывать, что рост отечественной экономики составит не менее 9-9,5% в год, обрабатывающей промышленности  — не менее 8,4%, объем ВВП к 2015 г. по сравнению с 2000 г. должен увеличиться в 3,5-3,9 раза. По предварительным расчетам поставленных задач нужно инвестировать в назначенные сферы ежегодно не менее 1,2 млрд долл., включая частные инвестиции. Для этого планируется привлечь средства  Банка развития, увеличив его кредитный потенциал, который  будет направляться на инвестиционные проекты, обеспечивающие техническое перевооружение и модернизацию производства. Кроме того, планируется задействовать потенциал Инновационного фонда, Фонда науки и Фонда поддержки малого предпринимательства, а также Инвестиционного фонда и корпорации по страхованию экспорта, которые планируются создать. В стране действует на данном этапе стратегические планы развития РК   до 2010, 2015, 2030 гг., определяющие стратегию, цели, приоритеты, этапы осуществления структурных преобразований в экономике, предполагаемые изменения в экономической политике для реализации намеченных целей.Стратегический план, базируясь на анализе текущей социально-экономической ситуации, прогнозных расчетах и экспертных оценках, складывающихся тенденции развития. Делая выводы мы смело можем утверждать  о необходимости планирования,  для достижения наивысших результатов в экономике страны, разработки новых планов развития экономики.                  ЛИТЕРАТУРА 1. Г.Н. Сансызбаева. Государственное регулирование экономики. Изд. –«Экономика».

  1. Буров В.П., Морошкин О, К., Новиков О.К, Бизнес- план, Методика составления, -М. 1995 г.

3   Государственная программа РК на 2003-2005 годы, -Астана, 2002г.

  1. Государственная программа индустриально инновационного развития РК на 2003-2015 годы. – Астана, 2003 .
  2. Кондратьев Н. Д. План и предвидение // Вопросы экономики. – 1992. №3.
  3. Котлер Ф. Стратегическое планирование //Казахстан: экономика и жизнь – 1995.№11.
  4. Кузнецов В. Рыночные отношения и планирование // АПК: экономика, управление. – 1992. №8
  5. Лингарт К. Планирование воспроизводства //АПК : экономика, управление. 1991., №5. с. 121-123.
  6. Липсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха. – М.: 1993.
  7. Методологические рекомендации по разработке среднесрочного на 2001-2005 годы и текущего на 2001 г. индикативных планов социально-экономического развития РК. – Астана,2000.
  8. Назарбаев Н.А. Казахстан – 2030, процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда. 1997. 11 октября.
  9. Нурсеитов А.Ш. Планирование экономического и социального развития: адаптация к рынку: Учебное пособие.- Алматы Каз ГЭУ.1991.
  10. Постановление правительства РК «Об утверждении Правил разработки индикативных планов социально-экономического развития РК» от 21 марта 2000г.
  11. Руководство по написанию бизнес-плана. –Алматы: Школа международного бизнес-плана, корпорация КАРАНА и ЮСАИД,1996.
  12. Стратегическое планирование: учебник. – М.: Тандем,2000.
  13. Стратегическое планирование: учебник: Под ред. Э.Д. Уткина – М. 1998.
  14. Сундетов Ж. Планирование и прогнозирование в рыночных условиях: Учебное пособие –Алматы,1999.
  15. Стратегический план развития РК до 2010 г. – Астана, «Елорда», 2002.Уткин Э.А. Котляр Б.А., Рапопорт Б.М.. Бизнес-планирование: Курс лекций.- М.: ЭКМОС, 2001.
  16. Планирование и прогнозирование. Ж. Сундетов .Уч. пособие. А. Э. 2004.

Тегтер:зарубежный опыт бизнес планированиязарубежный опыт бизнес планирования курсоваязарубежный опыт бюджетного планирования и прогнозированиязарубежный опыт государственного планированиязарубежный опыт индикативного планированиязарубежный опыт планированиязарубежный опыт планирования и прогнозированиязарубежный опыт стратегического планированиязарубежный опыт территориального планированиязарубежный опыт финансового планирования и прогнозированияметодологические основы бизнес-планированияметодологические основы бюджетного планированияметодологические основы планированияметодологические основы планирования и прогнозированияметодологические основы планирования на предприятииметодологические основы планирования рефератметодологические основы стратегического планированияосновы методологии планированияпланированиепланирование беременностипланирование беременности календарьпланирование беременности с чего начатьпланирование двойнипланирование дняпланирование пола ребенкапланирование семьипланирование семьи этопланирование этосущность планированиясущность планирования в менеджментесущность планирования в организациисущность планирования в рыночных условияхсущность планирования заключаетсясущность планирования и его видысущность планирования как функции управлениясущность планирования маркетингасущность планирования проектасущность планирования работы энергохозяйства