Реферат на тему: Аудит расчетов
Тема: Аудит расчетов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
АУДИТ РАСЧЕТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности и оказанные услуги, с покупателями за купленные ими товары, заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги, с кредитными учреждениями по ссудам и другим финансовым операциям, с бюджетом по различного рода платежам, с другими юридическими и физическими лицами по разным хозяйственным операциям.
Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Безналичные расчеты в условиях развитой рыночной экономики осуществляются с помощью платежных поручений и других расчетных документов, а также векселей и чеков, замещающих наличные деньги, путем перечислений по расчетным и текущим счетам клиентов в банках, посредством системы корреспондентских счетов между различными банками, а также клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты. В отличие от платежей наличными, когда деньги непосредственно передаются плательщиком их получателю, безналичные расчеты осуществляются большей частью с помощью различных банковских, кредитных и расчетных операций, замещающих наличные деньги в обороте. Применение безналичных расчетов сокращает потребность в наличных деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств организаций, обеспечивает их более надежную сохранность.
АУДИТ РАСЧЕТОВ
Денежные средства организации находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и открытых особых счетах, чековых книжках и пр. Их приумножение, правильное использование, контроль за сохранностью — важнейшая задача бухгалтерии. От успешности ее решения во многом зависит платежеспособность организации, своевременность выплаты заработной платы ее персоналу, расчетов с поставщиками и подрядчиками, платежей в бюджет и др. Бухгалтерский учет денежных средств, расчетных и кредитных операций имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, расчетов и кредитования в народном хозяйстве, в укреплении платежной дисциплины, в эффективном использовании финансовых ресурсов.
В этих условиях важен контроль за соблюдением кассовой и расчетной дисциплины, правильностью и эффективностью использования денежных средств и кредитов, обеспечением сохранности денежной наличности и документов в кассе. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств само по себе может приносить организации дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (в депозиты банков, государственные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, инвестиционные фонды и т. д.).
Из этих целей вытекают следующие основные задачи бухгалтерского учета денежных средств, расчетных, и кредитных операций: проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами, расчетных и кредитных операций, своевременное и полное отражение их в учете;
обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей и поступлений, выявление дебиторской и кредиторской задолженности;
своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, денежных документов и расчетов, обеспечение изыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности и ссуд кредитных учреждений в установленные сроки;
обеспечение сохранности денежных средств, денежных документов в кассе и других местах их хранения и выдачи, бесперебойное удовлетворение денежной наличностью неотложных нужд организации, где по условиям расчетов или исходя из характера деятельности она необходима;
изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.
Текущими заботами этого участка бухгалтерии являются контроль за оплатой счетов, получение долгов с заемщиков и дебиторов, наблюдение за расходами, совершаемыми путем оплаты с расчетного счета и из кассы, управление денежной наличностью организации.
Для учета денежных средств и расчетных операций применяется система счетов бухгалтерского учета, объединенных в разделы «Денежные средства» и «Расчеты». Они включают счета кассы, расчетного, валютного и специальных счетов, денежных документов, переводов в пути, краткосрочных финансовых вложений и всех видов внутрихозяйственных и внешних расчетов организации.
При проверке правильности отражения денежных средств в балансе следует балансовые данные сопоставить с Главной книгой по счетам подразделов: 41 «Денежные переводы в пути», 42 «Денежные средства на специальных счетах в банках», 43 «Наличность на валютном счете», 44 «Наличность на расчетном счете», 45 «Наличность в кассе» раздела IV «Денежные средства».
Денежные средства, хранящиеся в кассе, должны учитываться на счетах 451 «Наличность в кассе в национальной валюте» и 452 «Наличность в кассе в иностранной валюте» подраздела 45 «Наличность в кассе». В дебет этих счетов записывают поступление денежных средств в кассу, а в кредит — выбытие денежных средств из кассы. Записи по этому счету производятся на основании приходных и расходных кассовых ордеров.
Аудит кассы и кассовых операции проходит в основном по трем направлениям: инвентаризация наличных денежных средств; проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств, поступающих в кассу; исследование правильности списания денег на расход.[1]
Инвентаризация кассы проводится немедленно по прибытии аудитора на место проверки. До ее проведения аудитор должен установить: имеется ли на предприятии приказ руководителя о назначении постоянно действующей комиссии для систематического проведения внезапных проверок наличия денежных средств в кассе предприятия, выполняется ли этот приказ, существуют ли акты внезапных проверок кассы и каково их содержание; обслуживается ли проверяемое предприятие одним кассиром или несколькими кассирами (или уполномоченными на то лицами); работает ли кассир только на проверяемом предприятии или совмещает свои обязанности с обслуживанием других организаций; имеется ли приказ о назначении кассира и договор об индивидуальной материальной ответственности, заключенный кассиром с администрацией предприятия, ознакомлен ли кассир с правилами ведения кассовых операций.
Осуществляя проверку кассы, аудитор обязан соблюдать следующие условия: проверка кассы производится в присутствии членов постоянно действующей комиссии, назначенной руководителем предприятия, в состав которой обязательно должны входить кассир и главный бухгалтер предприятия; во время проверки кассы доступ других лиц в кассу не разрешается; на время проверки кассы все кассовые операции прекращаются.
Порядок проведения инвентаризации кассы следующий.
- При невозможности проверки кассы или при наличии нескольких касс все они опечатываются аудитором, ключи остаются у кассира, а печать — у аудитора. Это делается с целью предотвращения возможности покрытия недостачи денег в одной кассе за счет денежной наличности из других касс.
- Кассир в присутствии членов инвентаризационной комиссии составляет отчет о кассовых операциях за последний день, выводит остаток денег по кассовой книге и дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в кассовый отчет и к моменту инвентаризации кассы неоприходованных и несписанных денежных сумм не имеется. Эта расписка включается в заголовочную часть формы акта инвентаризации кассы.
- Кассовый отчет подписывается главным бухгалтером предприятия.
- Производится полный пересчет денег, независимо оттого, находятся ли они в разрозненном виде или в банковской упаковке. Такая обязательная процедура проводится и по другим ценностям и денежным документам, хранящимся в кассе (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, проездные билеты, оплаченные авиабилеты, оплаченные, но не выданные путевки в дома отдыха, санатории и др.). Деньги и ценности пересчитываются дважды — сначала это делает кассир, затем другой член комиссии. Сам же аудитор, как правило, должен осуществлять контроль за правильностью проведения этой аудиторской процедуры. Денежные документы учитываются по номинальной стоимости.
При аудите денежных документов необходимо проверить: фактическое наличие этих денежных документов, кому предназначены и за счет каких средств оплачены билеты и путевки; правильность учета денежных документов. Их учет должен производиться в книге по движению денежных документов. Поступление и списание денежных документов должны быть оформлены кассовыми приходными и расходными документами. Таким же образом, как и по денежным средствам, кассир составляет отчет по движению денежных документов и сдает его главному бухгалтеру.
В период проведения инвентаризации в кассе могут находиться частично оплаченные платежные ведомости. Аудитор должен предложить главному бухгалтеру и кассиру закрыть их в установленном порядке, оформить на них расходный ордер и включить его в отчет кассира. Если же проверка кассы совпадает с периодом выдачи заработной платы, которая по ведомостям не выплачена многим лицам, эти ведомости в отчет кассира могут не включаться, а записываются в акте как частично оплаченные расходные документы (платежные документы), не включенные в кассовый отчет. В этом случае в каждой платежной ведомости указывается, по каким порядковым номерам выплачена заработная плата и ее общая сумма. Указанная запись подтверждается подписями кассира, главного бухгалтера и аудитора. Не включается в остаток наличия кассы и не принимаются к зачету в качестве оправдательных документов не оформленные надлежащим образом кассовые расходные ордера и ведомости, а также указанные выше расписки разных лиц. При обнаружении таких документов аудитор отмечает это нарушение в акте проверки кассы с указанием кому, по чьему распоряжению, когда, на какие цели, в какой сумме выданы деньги. Все хранящиеся в кассе наличные деньги и другие ценности считаются принадлежащими данному предприятию, так как хранение в кассе денег или иных ценностей других субъектов запрещено.
- По окончании пересчета денег и ценностей полученная сумма сопоставляется с данными об их остатках, зафиксированными в бухгалтерском учете.
- Осуществляя проверку денежных средств, аудитор одновременно проверяет, соответствует ли помещение кассы рекомендациям по обеспечению сохранности денежных средств, по технической укрепленности и оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации. Выявленные при этом нарушения указываются в акте инвентаризации.
- Результаты проверки фактического наличия денежных средств в кассе оформляются актом инвентаризации, который подписывают все члены комиссии. Он составляется в трех экземплярах: один передается в бухгалтерию предприятия, второй остается у кассира, третий хранится у аудитора.
В конце акта приводится расписка кассира о том, что все денежные средства, перечисленные в акте, находятся на его ответственном хранении.
- В случае обнаружения недостачи аудитор просит кассира представить письменное объяснение причин возникновения недостачи. При обнаружении значительных недостач или злоупотреблений аудитор извещает об этом руководителя предприятия и предлагает немедленно отстранить кассира от должности до окончания проверки и передать дело следственным органам.
Отстранение кассира от работы до окончания проверки — не формальное требование.
В практике аудиторской работы имел место случай, когда бухгалтер по расчетам одновременно выполнял обязанности кассира. При проверке кассы у него была выявлена крупная недостача денежных средств. Вопрос об отстранении этого бухгалтера от работы своевременно не был поставлен. В конце проверки он внес в кассу всю сумму недостачи и уволился с работы. Только при последующей проверке совершенно случайно установили, что бухгалтер погасил недостачу за счет недооприходованных сумм, полученных им в банке наличными по чеку для выдачи под отчет на командировочные и хозяйственные расходы. Причем сделано это было уже после оформления результатов инвентаризации кассы.
Выявление возможных нарушений и злоупотреблений — основная задача контроля кассовых операций. При этом одновременно определяют условия, которые способствовали их совершению.
Встречающиеся на практике злоупотребления и нарушения законности в процессе осуществления кассовых операций по способам совершения классифицируются следующим образом: прямое хищение денежных средств, прикрытое оформленными документами и расписками, ничем не прикрытое; неоприходование и присвоение денег, поступивших из банка, от разных лиц и организаций по приходным ордерам, от других организаций по доверенности; излишнее списание денег с кассы; повторное использование одних и тех же документов; неправильный подсчет итогов в кассовых документах и кассовых отчетах; списание сумм без оснований по подложным документам; подлоги в законно оформленных документах с увеличением суммы списаний; присвоение сумм, законно начисленных разным лицам и организациям, в том числе присвоение заработной платы, депонентских сумм.
Прямое хищение денежных средств без подлогов выявляется при проверке кассы путем инвентаризации кассовой наличности. Иногда оно маскируется расписками должностных лиц, покрывающими, по существу, растраты, совершенные кассиром либо другими должностными лицами, в частности работниками счетного аппарата и руководителями подразделении. Возможно также незамаскированное хищение денежных средств, которое является наиболее простой формой преступлений. Недостача денег может быть не только следствием растраты и хищения денег посторонними лицами со взломом кассы, она может быть связана с временным незаконным заимствованием денег для других незаконных операций. Такие нарушения и злоупотребления являются следствием неправильного подбора кассиров (проверка их опыта и надежности), нерегулярных проверок кассы.
Неоприходование денег по кассе связано со списанием полученных сумм непосредственно на расходы или сокрытием приходных операций. Наиболее часто встречаются случаи неоприходования в кассу денег, полученных с расчетного счета.
Проверяя полноту и своевременность оприходования денег, полученных с расчетного счета в банке, аудитор должен применить метод взаимного контроля операций. При этом сравнивают суммы, отраженные в ведомости № 1 аналитического учета по дебету счета 451 «Наличность в кассе в национальной валюте» с данными журнала-ордера №2 по кредиту счета 441 «Наличность на расчетном счете» — они должны совпадать. В случаях расхождения суммы сопоставляют по приходным кассовым ордерам, выпискам банка, отчетам кассира, корешкам чеков, а при необходимости проверяют непосредственно в учреждении банка.
Очень внимательно аудитор должен проверить полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка. Некоторые аудиторы допускают ошибку, когда полноту оприходования наличных денег, полученных из банка, проверяют только по корешкам чеков. Это необходимо делать также по выпискам банка (по коду, соответствующему получению наличных денег). Если на выписках имеются следы подчисток, исправлений, а также при расхождении остатков, следует получить в банке выписку из текущего или расчетного счета и сверить записи в бухгалтерии проверяемого предприятия с данными выписки. Выписка из счета в банке, являющаяся строго учитываемым документом, требует тщательного контроля. Поэтому нельзя доверять получение выписок кассирам и другим лицам, отчеты которых зависят от содержания выписок.
В соответствии с порядком ведения кассовых операций прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия.
Неоприходование денег, полученных по приходным ордерам в порядке оплаты услуг, погашения задолженности, оплаты материалов, квартирной платы и т.п., вскрывается посредством анализа и проверки непогашенной задолженности сотрудников и других лиц. В результате присвоения уплаченных сумм на расчетных счетах могут оставаться суммы непогашенной задолженности лиц, которые за собой никакой задолженности не признавали. Систематическая сверка расчетов с этими лицами и их опрос могут дать ценные результаты. Действенным методом контроля расчетов являются также проверка регистрации приходных документов и сверка зарегистрированных документов с документами оплаченными.[2]
Правильная регистрация приходных и расходных ордеров в журнале регистрации кассовых ордеров, где им присваивается определенный номер, контроль за возвратом в бухгалтерию неоплаченных приходных ордеров повышают достоверность записей и исключают злоупотребления.
Борьба с присвоением денег, полученных от других предприятий, требует в первую очередь осуществления безналичных расчетов во всех возможных случаях. Как свидетельствует практика, нарушения этого правила порождают злоупотребления.
Случаи нарушений кассовой дисциплины должны подвергаться проверке для выявления возможных злоупотреблений. При этом следует сверять расчеты с предприятиями, внесшими или получившими значительные суммы наличных денег.
Проверка регистрации доверенностей на получение денежных сумм от других предприятий и фактического использования доверенностей является также средством обнаружения злоупотребления. Когда нарушаются правила выдачи доверенностей, отсутствует контроль за поступлением денег по ним, возможны злоупотребления.
Кассовые операции по списанию денег в расход проверяются по документам, приложенным к кассовым отчетам, по возможности за весь период, подлежащий проверке. При проверке используются следующие формы учетной документации по кассовым операциям: формы № КО-1 «Приходный ордер» и № КО-2 «Расходный кассовый ордер», № КО-3 и КО-За «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов», документы без ордерного оформления приема и выдачи денег, форма № КО-4 «Кассовая книга», № КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денег», учетные регистры (журнал-ордер № 1, ведомость № 1), Главная книга, балансы на соответствующие даты и др.
При этом необходимо обращать внимание и на оформление кассовых документов: имеются ли на каждом документе расписки получателей, погашаются ли кассовые документы: приходные — штампом «получено», расходные — штампом «оплачено» с указанием даты, нет ли на них следов подчисток или исправлений.
Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной печатью. Количество листов должно быть заверено подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера. В конце рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итог операций за день и выводит остаток денег в кассе на следующий день. Записи в кассовой книге ведут через копировальную бумагу одновременно на двух листах. Один лист книги отрывной, его сдают в конце дня вместе со всеми приходными и расходными документами в качестве отчета по кассовым операциям.
Операции с денежными средствами и особенно с наиболее подвижной их частью — наличными деньгами (при выдаче заработной платы, оплате производственных расходов, выдаче и использовании подотчетных сумм и т.д.) — требуют обязательной сплошной проверки. Поэтому кассовые документы подвергаются сплошной проверке за весь проверяемый период.
Излишнее списание денег с кассы с целью их присвоения осуществляется обычно при помощи подлогов.
Повторное списание сумм по кассе по одним и тем же документам является наиболее опасной формой этой группы злоупотреблений. Выявить такие злоупотребления можно в следующем порядке.
Прежде всего, при просмотре кассовых отчетов последние должны быть сверены со всеми их приложениями. Неполнота приложений, означающая изъятие или утерю оправдательных документов, должна повлечь за собой проверку того, как использованы эти документы и не находятся ли они при других отчетах. Чтобы лишить проверяемых лиц возможности в ходе проверки предъявить этот документ, предварительно изъяв его из ранее проверенного периода, аудитору следует отмечать проверенные документы подписью или штампом.
Как свидетельствует аудиторская практика, наибольшее число злоупотреблении по кассе бывает с заработной платой и подотчетными суммами. Здесь и повторное использование ведомости, и включение в нее «подставных» лиц, и завышение итогов сумм.
Вот один из примеров повторного использования ведомости. При проверке одной централизованной бухгалтерии аудитор обратил внимание, что в ведомости на выплату 18 600 тенге за ремонт крыши школы по трудовому соглашению исправлен год ее составления. Имелись следы исправления года и на трудовом соглашении. Приглашенные аудитором лица, которым по этой ведомости были выплачены деньги, сообщили, что за ремонт крыши в школе они действительно получили 18 600 тенге, но не в июле 1996 г., как указано в ведомости, а в сентябре 1994 г. Это же сообщил и завхоз школы, который принял работу. Проверка подтвердила, что действительно в сентябре 1994 г. было списано по кассе 18 600 тенге как выданная по трудовому соглашению заработная плата. Однако ведомость в документах отсутствовала. Таким образом, повторно списав сумму по расходным документам, изъятым из ранее списанных кассовых отчетов, кассир централизованной бухгалтерии присвоил указанную сумму денег. Этот пример говорит о том, что аудитору при обнаружении следов прошлой подшивки, подчистки и исправлений (номеров, дат или сумм) на исследуемых документах необходимо произвести проверку документа, вызвав и опросив с этой целью лиц, получивших деньги по этому документу, а также изучив основания, положенные в основу ведомости или ордера, изъятые из архива документы могут отличаться по цвету, виду, форме (они обычно бывают пожелтевшие, проколотые, помятые). Чтобы убедиться в подделке, необходимо произвести встречную проверку документа или передать его на криминалистическую экспертизу.
При проверке правильности выплаты денег по платежным ведомостям следует выборочным путем установить, все ли внесенные в них лица являются работниками данного предприятия, нет ли среди них подставных лиц. Это можно определить, сопоставляя фамилии лиц из платежных ведомостей с данными учета личного состава, табелей и других документов. Для предупреждения подобного рода злоупотреблений платежные ведомости должны визироваться отделом кадров после их составления и до выплаты по ним денег.
Правильность сумм, выплаченных отдельным лицам, и итога платежной ведомости в целом устанавливается путем сличения этих данных с соответствующими данными расчетной ведомости.
При аудите денежных средств большого внимания требует проверка банковских операций. Этот этап аудиторской проверки должен включать проверку законности, достоверности и хозяйственной целесообразности операций на счетах денежных средств в банке, перечисленные выше.
При аудите операций по расчетному счету необходимо обратить внимание на следующее:
— в каком учреждении банка открыт расчетный счет;
— соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах;
— имеется ли на первичных документах, приложенных к выпискам, штамп банка. В случаях, если выявлены документы без штампа банка, необходимо провести встречную проверку в банке (либо сделать письменный запрос) с целью выявления правильности произведенной операции;
— правильность и полноту зачисления денежных средств, сданных в банк наличными;
— обоснованность перечисления денежных средств акцептованными платежными поручениями через почтовые отделения связи (депонированная зарплата, алименты и т.п.), а также достоверность указанных в перечне почтовых адресов получателей переводов;
— правильность отражения в учете операций, связанных с конвертацией тенге;
— правильность бухгалтерских проводок по операциям в банке, отражены ли эти операции в бухгалтерском учете на соответствующих счетах. Особое внимание следует обратить на те операции, которые по бухгалтерскому учету списаны (минуя счета расчетов) на затраты производства или издержки обращения;
— соответствие записей, указанных в выписке банка, записям в журнале-ордере № 2, ведомости № 2 по счету 441 «Наличность на расчетном счете» и в Главной книге;
— полноту и достоверность банковских выписок и документов к ним. Полноту банковских выписок устанавливают по их постраничной нумерации и переносу остатка средств на счете. Остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке. Если в выписке банка будут установлены неоговоренные исправления и подчистки, нужно провести встречную проверку в учреждении банка.
При аудите операций на валютном счете необходимо установить:
— в каком учреждении банка открыт валютный счет;
— соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах;
— правильно ли применялись формы расчетов при внешнеэкономической деятельности;
— правильно ли оплачено комиссионное вознаграждение за открытие валютного счета;
— правильность отражения в учете операций по покупке и продаже валюты;
— правильность определения и отражения в учете курсовых разниц;
— правильность составления бухгалтерских проводок. Соответствие записей в выписках банка записям в журнале-ордере №2 и Главной книге;
— полноту и своевременность зачисления валютной выручки организаций-экспортеров, являющихся резидентами, на их валютные транзитные счета в уполномоченных банках;
— имеются ли факты наличия у экспортеров расчетов в иностранных банках, открытых без разрешения Нацбанка РК;
— правильность использования собственной валютной выручки экспортеров, сохранность наличной иностранной валюты и материальных ценностей, приобретенных за иностранную валюту;
— выполняются ли требования, что при закупках предприятием товаров по импорту покупная стоимость поступающих товаров (материалов, полуфабрикатов, оборудования и пр.) исчисляется исходя из их стоимости, предусмотренной в контракте (договоре) на дату оприходования на предприятии, таможенных платежей, транспортных расходов и прочих расходов по закупке и транспортировке, а при совершении товарообменных операций (бартерных сделок) учет реализации и определение финансовых результатов производится на дату, указанную в грузовой таможенной декларации на импорт, и по стоимости, предусмотренной в контракте (договоре). При этом для целей налогообложения выручка не должна быть ниже уровня, рассчитанного исходя из рыночных цен на продукцию (товары и иное имущество), применявшихся на момент сделки.[3]
Особое внимание аудитор должен уделить проверке правильной организации учета денежных средств на специальных счетах в банках: 421 «Денежные средства в аккредитивах», 422 «Денежные средства в чековых книжках», 423 «Наличность на специальных счетах в банках», 424 «Прочие» подраздела 42 «Денежные средства на специальных счетах в банках». Счета данного подраздела предназначены для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в национальной и иностранных валютах, находящихся на территории страны и за рубежом в аккредитивах, чековых книжках, или платежных документах (кроме векселей) на текущих, особых и иных специальных счетах, а также средства целевого финансирования и поступлений в той части, которая подлежит обособленному хранению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аудитору необходимо проверить:
— правильность и законность применения аккредитивной формы расчетов. Аккредитивная форма расчетов применяется тогда, когда эта форма расчетов установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на аккредитивную форму расчетов. Каждый аккредитив предназначается для расчетов только с одним поставщиком. Аккредитив может открываться по почте или телеграфу. Срок действия аккредитива устанавливается сторонами в договоре. Выплата с аккредитива наличными деньгами запрещена действующим законодательством;
— правильность оформления документов по закрытию аккредитива, наличие выписок банка и документов к ним;
— полноту и правильность документального оформления операций, оплаченных чеками из чековых книжек;
— полноту и правильность документального оформления операций по движению средств целевого финансирования, поступивших на содержание социальных учреждений (детского сада, яслей и т.п.) от родителей и прочих источников;
— законность и правильность открытия текущих счетов структурным подразделениям, не выделенным на самостоятельный баланс по месту их нахождения. Текущие счета открываются предприятиям, не обладающим признаками, дающими возможность открыть расчетный счет: производственным (структурным) единицам производственных и научно-производственных объединений; другим хозрасчетным подразделениям предприятий, расположенным вне их местонахождения;
— представлены ли балансы и другие необходимые документы от структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс;
— обоснованность включения затрат структурных подразделений, не выделенных на самостоятельный баланс, в состав расходов основного производства или издержек обращения (для предприятий торговли и общественного питания);
— наличие депозитных сертификатов, приобретенных у банка (если такие операции имели место);
— правильность составления бухгалтерских проводок, а также соответствие записей в выписках банка по операциям, учитываемым на счетах 421—424 подраздела 42 «Денежные средства на специальных счетах в банках», записям в журнале-ордере № 3 и в Главной книге (при журнально-ордерной форме учета). Если на специальном счете учитывается иностранная валюта, то операции по ней осуществляются в таком же порядке, что и по валютному счету.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О бухгалтерском учете в Республике Казахстан» от 11.07. 97года за № 2732 с изменениями и дополнениями.
- Закон Республики Казахстан «Об аудиторской деятельности в Республике Казахстан»;
- Конституция Республики Казахстан.
- Борисов. Е. Экономическая теория. Юрайт. 2001 год.
- Сатубалдин СС. «Концептуальные основы управленческого учета». Основы аудита. №1. Стр. 16 – 17.
[1] Дюсембаев «Аудит и анализ финансовой отчетности», Алматы 1998
[2] Дюсембаев «Аудит и анализ финансовой отчетности», Алматы 1998
[3] Дюсембаев «Аудит и анализ финансовой отчетности», Алматы 1998